«Складывается такое впечатление, что бор брошен на произвол судьбы и в нем хозяйничают те, кому нужен только пиломатериал», — написал в редакцию «АиФ на Оби» наш читатель, профессор Анатолий Карнаухов.
Лес или свалка
Картина, которую сейчас представляет собой древнейший ленточный бор Южной Сибири, и вправду печальная. Повсюду следы порубок, валяются сучья, вершинник от поваленных деревьев.
В некоторых местах улики, оставшиеся от произведенных вырубок, по-видимому, пытались уничтожить огнем: деревья там закопчены и обуглены. А вот места так называемых санитарных рубок: даже природная стихия, которая, в отличие от человека, лишена разума, не учиняет таких буреломов. Оставленные двуногими «санитарами леса» отходы производства со временем становятся местом размножения лесных вредителей. И это — заповедный лес, памятник природы.
Член правления Российской независимой экологической экспертизы, потомственный лесник и старейшина лесной династии Владимир РОГОВЦЕВ говорит, что проблемы Караканского бора обострились в 2006 году, с принятием нового Лесного кодекса, в котором не оставалось места такому понятию, как лесная охрана. Затем был ликвидирован Чингисский лесхоз, в состав которого входил Караканский бор и где работали более 60 лесников, занимавшихся охраной бора и уходом за ним.
В Ордынском лесничестве, под юрисдикцию которого перешел Караканский бор, работают восемь человек. Четверо из них осуществляют функцию государственного контроля за лесопользованием. Между тем площадь Караканского бора составляет порядка 96 тысяч гектаров, и имеющегося по штатному расписанию персонала для полноценного осуществления охраны и ухода явно недостаточно.
— Зачастую высокие проверяющие ходят по заранее подготовленным маршрутам, — говорит Владимир Роговцев. — А чтобы детально разобраться в ситуации, нужно как минимум создавать трехстороннюю комиссию, куда вошли бы финансисты, лесохозяйственники и представители правоохранительных структур. Только такая комиссия сможет в общих контурах обрисовать истинное положение дел. При этом для объективной оценки понадобится порядка трех месяцев.
Нужен ли институт лесной охраны?
Сейчас 22 тысячи гектаров лучших сосняков Караканского бора отдано в аренду. В обязанности арендатора входит охрана и восстановление леса, уход за остальной территорией должен осуществлять Ордынский лесхоз. Таким образом, Караканский бор вроде бы не бесхозный. Почему же отношение к природе здесь экологи не называют иначе, как бесхозяйственным?
Специалисты говорят о необходимости возрождения института лесной охраны и разделении ответственности за состояние Караканского бора между Ордынским и Сузунским лесничествами.
— В рамках Российской независимой экологической экспертизы мы обращались в инстанции федерального уровня с просьбой обратить внимание на проблемы Караканского бора, — сообщил нам эколог Валерий ДОМРАЧЕВ. — Но, к сожалению, гора родила мышь.
Защитники Караканского бора уверены в необходимости более тщательного вмешательства в ситуацию администрации НСО с учетом пожеланий и замечаний граждан и общественных организаций.
Смотрите также:
- В деревнях Новосибирской области селяне не знают, где купить дрова →
- Лесное хозяйство региона: рубить нужно грамотно →
- ...Откуда дровишки? →