Добраться живым. Безопасно ли в новосибирском метро?

Турникеты не только не пускают без билета, но и проверяют. © / АиФ

Ежегодно новосибирский метрополитен тратит колоссальные деньги на техническое оснащение системы безопасности, но некоторые пассажиры сомневаются в её эффективности. Журналист «АиФ на Оби» выяснял стоит ли боятся.

   
   

Кто главный подозреваемый?

Каждый день, по официальным данным, в новосибирскую подземку спускается порядка 220 тысяч пассажиров. Такое количество людей в ограниченном пространстве привлекает преступников и террористов. С тех пор, как в 2010 году в Москве случилась страшная трагедия: из-за взрывов погиб 41 человек и было ранено 88 пассажиров метрополитена, по указу президента России все станции метро в стране оборудовали сложной системой безопасности. Однако пассажиры отказываются ценить эту заботу – некоторые жалуются на неудобства и сомневаются в эффективности стационарных пунктов досмотра.

«Я по работе вынужден довольно часто пользоваться метро и уже привык к тому, что на каждой станции, куда я спускаюсь, приходится проходить досмотр, – рассказывает Данил Морозов, системный администратор. – Когда опаздываешь, эти задержки, конечно, раздражают. Сразу вопросы возникают: почему одного и того же человека нужно проверять десять раз за день? Какой в этом смысл? В такие минуты кажется, что, пока меня останавливают из-за рюкзака с ноутбуком, следом легко может пройти террорист с поясом смертника. Но его не остановят, потому что он идёт без багажа. Особенно, если это женщина».

Решили убедиться в качестве работы системы безопасности метро, корреспонденты «АиФ на Оби» провели эксперимент, в котором мужчина и женщина с одинаковыми рюкзаками вошли на разные станции подземки. Результат получился неожиданным: мужчину остановили на 8 станциях из 10, женщину – ни на одной! В связи с этим возникает вопрос: по каким признакам сотрудники безопасности проводят отбор подозрительных граждан?

Сотрудница одного из проверочных пунктов метро Алёна Макарова разъяснила, что они не разделяют пассажиров по гендерному признаку и что чётких критериев выбора человека для личного досмотра нет.

«Сотрудники выбирают пассажиров для проверки случайным образом. Я даже не могу сказать, кого чаще проверяем: мужчин или женщин – просто потому, что их всегда приблизительно поровну. Да, люди часто этим недовольны, но мы стараемся максимально быстро сделать свою работу. При этом корректно объясняем, что это необходимо для их собственной защиты».

Пришлось поверить сотруднице на слово, потому что, как пояснили сотрудники управления Новосибирского метрополитена, статистики, сколько и кого проверяют, никто не ведёт.

   
   
За безопасностью следят постоянно. Фото: АиФ

Взрывчатку обнаружат

Сколько опасных граждан остановили в новосибирском метро – тоже секрет за семью печатями. Эта статистика – государственная тайна. Известно только, что большая часть преступлений, которые раскрывают в стационарных пунктах досмотра, связана с незаконной перевозкой опасных веществ. Однако сам досмотр лишь дополняет общую систему контроля.

Начиная с 2013 года только на выполнение «Комплексной программы обеспечения безопасности» из федерального бюджета на новосибирское метро было выделено 152,1 млн рублей. Эти деньги пошли на установку интеллектуальной системы
видеонаблюдения, на портативные анализаторы паров взрывчатки и даже на систему подавления радиолиний управления взрывными устройствами. То есть дистанционно взорвать бомбу не получится.

Алексей Сидоров (по его просьбе фамилию изменили), сотрудник подразделения УВД на транспорте, рассказал, что главное от взгляда пассажиров скрыто.

«Спуститься в метро с плутониевым стержнем в кармане точно никому не удастся. Каждый входной турникет снабжён средствами спецконтроля, и, если у пассажира при себе окажется радиоактивное вещество, турникет заблокирует ему доступ. Пассажиры проходят сквозь рамки металлоискателей, а в это время их изучают невидимые глазу нанокомплексы, которые «ищут» взрывчатку, наркотики и холодное оружие.Однако и личный досмотр при этом очень важен. Он, конечно, приносит определённые неудобства пассажирам и даже раздражает, но занимает, в среднем, не больше минуты».

Сибирякам лучше набраться терпения и радоваться, что мы добираемся до дома живыми, здоровыми.

Максим Фёдоров

Смотрите также: