Дорог перевоз
Главы регионов не спешат тратить бюджетные деньги на закупку автобусов на метане, так как газозаправочных станций не хватает, а те, которые есть, не удовлетворяют требованиям потребителей.
«Заправки часто ломаются. Из-за этого на них огромные очереди», – рассказал о своём опыте перевода общественного транспорта на газомоторное топливо замгубернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов. Претензии к газовикам есть и в Иркутской области. Например, в Братске на весь город – одна заправка, расположенная довольно далеко от городских маршрутов. Многие сибирские города, такие как Красноярск и Норильск, и рады были бы перевести на газ хотя бы часть транспорта, чтобы улучшить экологию, но газовых сетей там нет, а возить топливо из других регионов – слишком дорого. Как говорится, за морем телушка стоит полушку, да дорог перевоз.
Вопросы о развитии сети газозаправочных станций в Сибири представители регионов СФО задали генеральному директору газотранспортной компании Олегу Мелехину. Он ответил, что о проблемах с качеством и надёжностью заправок в компании знают и работают над этим. А вот что касается развития сети: «Дальнейшее появление новых станций будет зависеть от интереса региональной власти. Чтобы инвестировать, нам нужна серьёзная доказательная база по загрузке действующих АГНКС и новых станций».
По словам директора компании, действующие сегодня газозаправочные станции работают далеко не на полную мощность. Поэтому нет оснований вкладывать деньги в строительство новых. Олег Мелехин предлагает активнее побуждать руководителей регионов закупать транспорт на газомоторном топливе, чтобы обеспечить маржинальность своему бизнесу – тогда и новые заправки будут. Однако представитель президента в СФО Сергей Меняйло принимает сторону губернаторов и приводит простой пример: «Я на своём личном автомобиле не поеду заправляться за 50 км. При такой экономике лучше ходить пешком. Так же и губернаторы не рискуют тратить бюджетные деньги, за которые несут ответственность, на закупку транспорта, который они не смогут вывести на линию».
Получается какой-то замкнутый круг.
Трамвайчик тронется
Прорывом из этого замкнутого круга может стать развитие городского электротранспорта. Первым сибирским городом, где создали концепцию перехода на экологически чистый общественный транспорт, стал Новокузнецк. Для этого города, промышленность которого ежегодно выбрасывает в воздух порядка 360 тыс. тонн вредных веществ, проблема экологии стоит очень остро.
К 2022 году, согласно концепции, в Новокузнецке не будет ни одного автобуса на бензине или солярке. Автобусов вообще останется мало. Основную нагрузку по перевозке пассажиров возьмут на себя трамваи, троллейбусы и электробусы.
«Трамвай на 40% экономичнее автобуса и на 20% экономичнее троллейбуса», – говорит мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов.
С помощью трамвайных маршрутов в городе планируют не только связать спальные районы с промышленным центром, но и проложить скоростные магистрали междугороднего значения. Например, Новокузнецк – Мариинск.
В России сегодня работают два предприятия, выпускающие современные трамваи, пригодные в том числе и для использования на скоростных магистралях. В связи с этим Сергей Меняйло посоветовал при проведении ремонта дорог не демонтировать трамвайные пути как морально устаревшие конструкции, а, наоборот, предусмотреть возможность их модернизации. В ближайшем будущем они могут ещё пригодиться.
Кроме того, одна из отечественных госкорпораций производит электробусы и троллейбусы с запасом автономного хода. Кстати, на этих машинах устанавливают аккумуляторы новосибирского производства.
Смотрите также:
- Новосибирск получит с барского плеча столицы десятки трамваев →
- В Новосибирске появятся новые белорусские автобусы →
- Новая транспортная модель: прокатиться с ветерком →