«Просто стоял». Новосибирца оштрафовали за езду на электросамокате без прав

Сотрудники ГИБДД утверждают, что средства передвижения попадают под категорию «мопед». © / Александр Шахаев / Предоставлено героем публикации

В Новосибирске конфликт кикшеринговых сервисов с муниципалитетом вышел на новый виток: с июня 2022 года горожан начали штрафовать на 5000 рублей за езду на электросамокатах без прав. Сотрудники ГИБДД утверждают, что средства передвижения попадают под категорию «мопед» из-за повышенной мощности двигателя, поэтому ездить без экипировки и водительских прав на них якобы запрещено. Одним из оштрафованных стал юрист-судебник, преподаватель Новосибирского юридического института (филиала ТГУ) Александр Шахаев, который оспорил штраф в суде. Как объяснил новосибирец nsk.aif.ru, у него есть все шансы выиграть иск — из-за несостоятельности обвинений в его адрес и нарушений в экспертизе его самоката.

   
   

«Они сами понимают, что это ерунда»

Александр Шахаев получил штраф за пользование электросамокатом без прав месяц назад. По словам мужчины, его остановили и оштрафовали не за нарушение ПДД — он просто имел неосторожность попасться на глаза дорожному патрулю, который якобы «делал статистику».

«Это было 22 июня на кольце площади Трубникова. Не было ни нарушений скорости, ни ДТП — я даже не ехал, а просто стоял на тротуаре возле светофора, чтобы перейти на другую сторону кольца. Прямо передо мной на пешеходном переходе остановился экипаж ДПС. Поздоровались, попросили документы, посмотрели имя-фамилию. Начали оформлять протокол отстранения от управления, затем вызвали эвакуатор — в совокупности, всё это заняло примерно 40 минут.

Я спросил у них, в чём дело. Они мне говорят: “Есть экспертиза; мы её сами не видели, пойдёшь на разбор, там тебе ее дадут. В ней говорится, что у самоката, на самом деле, мощность не 250 Вт, как написано производителем, а больше заявленной”.

Все самокаты, владельцев которых останавливают, отправляются на штрафстоянку. Фото: Предоставлено героем публикации

Естественно, они сами понимают, что всё это — ерунда. Я говорю: “Подождите, тогда вы должны меня наказать ещё и за то, что я на тротуаре нахожусь на транспортном средстве”. Инспектор ответил: “Правильно, по идее, нужны и шлем, и номера, и всё прочее. Мы — говорит, — должны и пьяных освидетельствовать, но еще таких прецедентов у нас не было, и честно говоря, не хотелось бы, чтоб они появились”. Они сами понимают как глупость всей ситуации, так и то, что, если реализовывать это в большом масштабе, возникнет хаос», — рассказал юрист.

Как отметил Александр, борьба новосибирской Госавтоинспекции с самокатчиками началась в июне. По его словам, ГИБДД постоянно проводит рейды на центральных улицах в Октябрьском, Железнодорожном и Центральном районах. Все самокаты, владельцев которых останавливают, отправляются на штрафстоянку.

«Представитель Whoosh, который оказался моим бывшим студентом, рассказал мне, что там уже 130 самокатов стоит. И эта вакханалия продолжается: до сих пор всех тормозят и обилечивают на 5 000 рублей. Перед тем, как пойти [на комиссию в ГИБДД], я в интернете посмотрел, что происходит с электросамокатами в других городах. Такой массовой практики штрафов нигде, кроме Новосибирска, нет. Whoosh мне рассказали, что везде, где возникали какие-то претензии, они показывали экспертизу, в которой говорилось об ограничении скорости на самокаты, и все вопросы снимались. А у нас ГИБДД почему-то решила пойти на принцип», — сравнивает юрист.

   
   

«Я катался и буду кататься»

Административная комиссия в ГИБДД прошла у Александра 30 июня. Помимо самого юриста, на ней были ещё 10 самокатчиков, которых точно так же остановили за пользование кикшерингом без прав на управление мопедом.

«Это были абсолютно взрослые парни и девчонки, которым не по 15 и даже не по 20 лет. Мы стояли в очереди два часа: каждого вызывали, с каждым спорили, каждому объясняли ситуацию и в итоге выдавали минимальный штраф 5 000 рублей. Свой штраф я уже оплатил: первые 20 дней даётся скидка 50%, а потом можно будет деньги обратно забрать», — сказал Александр.

Юрист отмечает странности в экспертизе, на основании которой ему выписали штраф: параметры, попадающие под критерии мопеда, полиция нашла не в его электросамокате, а в интернете «на каких-то непонятных сайтах», где были фото визуально похожего транспортного средства.

Юрист отмечает странности в экспертизе, на основании которой ему выписали штраф. Фото: Предоставлено героем публикации/ Александр Шахаев

«Это грубейшее нарушение процедуры, потому что есть совершенно базовые вещи доказывания: если есть предмет правонарушения, то его и нужно отправлять на экспертизу. Если вы у меня нашли в кармане пакетик с наркотиками, нож или что-то ещё, то вы должны его и отправить, а не гуглить похожие предметы, которые вы непонятно где увидели», — иронизирует мужчина.

Помимо экспертизы, сделанной с нарушениями, юридически несостоятельна и классификация электросамокатов как мопедов на основании одной лишь «превышенной мощности двигателя», добавил Александр. Даже если подобное действительно имело место, у кикшеринговых самокатов есть встроенные заводские ограничители скорости, которые не позволяют их разогнать выше 25 км/ч.

«Уверен, что во всех этих делах ГИБДД изначально чисто процессуально обречена на провал. По очень простой причине. В ПДД (пункт 1.2) предусматривается 2 критерия мопеда (скорость — более 25 и до 50 кмч, мощность — более 0,25 и до 4 кВт), которые обязательно должны быть в совокупности, только оба вместе.  ГИБДД устроила танцы вокруг мощности, но про скорость просто молчит. Максимальную скорость самокатов они даже не пытаются оспаривать. Поэтому обсуждение только одного признака (мощность) при отсутствии второго (скорость) заведомо бессмысленно.

Фото: Предоставлено героем публикации

Если мы откроем регламент, на который они ссылаются — «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», — там черным по белому написано: он не распространяется на устройства, максимальная скорость которых не превышает 25 км/ч. Мощность двигателя может быть сколько угодно, хоть как у Саяно-Шушенской ГЭС, но если 25 км/ч — максимальная скорость, регламент не действует. Даже экспертиза была бы сделана нормально, ничего бы не поменялось, потому что второй критерий, согласно которому транспортное средство можно причислить к мопедам, не соблюдается», — заключил юрист.

11 июля Александр отправил заказное письмо с иском на обжалование штрафа в Железнодорожный районный суд. Письмо доставили только в понедельник, 25 июля, рассмотрение иска ещё не началось. Мужчина не собирается дожидаться решения суда и намерен продолжить пользоваться кикшерингом, несмотря на риск получить ещё одну «административку».

«Я катался и буду кататься, потому что это удобно. Чего бояться? Будет второй штраф — второй раз оспорю. Всем остальным [советую ездить] на свой страх и риск», — сказал он.

Мопед или самокат?

Как пишет «МК в Новосибирске» со ссылкой на ГИБДД, горожан штрафовали лишь за превышение скорости электросамокатах, большинство из которых принадлежали кикшерингу Urent. В пресс-службе ведомства отметили, что если электродвигатель имеет номинальную мощность 0,35 кВт и способен развивать скорость выше 25 км/ч, водитель такого транспортного средства должен иметь право управлением транспортным средством — как минимум категории «М». Требование обосновывается тем, что такие параметры по общим положениям ПДД РФ попадают под понятие «Мопед».

«Горожане сознательно нарушают скоростной режим и едут в городской черте на скорости выше рекомендуемой», — заявили в пресс-службе ГИБДД по Новосибирской области.

Однако представители Urent не согласились с позицией инспекторов. Они утверждают, что ГИБДД штрафует клиентов кикшеринга не за превышение скорости, которое невозможно технически, а именно за езду на электросамокатах без прав и экипировки.

«Самокаты Urent проверяли при ввозе в Россию в соответствии с законами Таможенного союза. К транспортным средствам их не относили, что подтверждают заключения и технические характеристики от производителя. Они имеют ограничение по скорости не более 25 км/ч, это предусмотрено конструкцией самоката, ограничение скорости происходит на аппаратном уровне. Также мощность самокатов в режиме длительной нагрузки не превышает 250 Вт, что делает невозможным отнесение их к категории мопеда. А значит, на них не нужны права на вождение и средства защиты», — заключил сотрудник Urent.