В Новосибирске назвали преступлением развал трамвайной сети города

Густаво Зырянов / АиФ

Заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Михаил Никулин рассказал о перспективах развития трамваев в городе, ремонте трамвайных линий и новых маршрутах. По мнению чиновника, развал трамвайной сети города был вызван ошибками прошлой власти и является преступлением.

   
   

По словам Никулина, за десять лет в городе обновлено 95 вагонов (80% выпускаемых вагонов). Были куплены выведенные из эксплуатации трамваи из Берлина (5 вагонов Tatra KT4, ходят по маршруту пл. Маркса — Чистая Слобода) и Москвы. Кроме того, за пять последних лет собрано 37 низкопольных трамваев совместным российско-белорусским предприятием «БКМ-Сибирь».

Замначальника управления пассажирских перевозок отметил, что во время ремонта бывшие в употрблении вагоны теперь комплектуют системами валидаторов. В городе уходят от турникетов, а также от кондукторов, которых не хватает. По словам Никулина, пассажиров стимулируют платить безналом. К примеру, сейчас на транспортной карте можно подключить безлимитный тариф. То есть за 2450 рублей в месяц можно совершить любое количество поездок на любом общественном транспорте с регулируемым тарифом (за исключением маршруток).

Михаил Никулин подчеркнул, что у властей есть желание сделать единый тариф по всем видам транспорта, включая городскую железную дорогу. Так как пассажир едет не на отдельном маршруте, а по транспортной сети. Пока тариф не озвучивается, но он точно будет выше.

Замначальника управления пассажирских перевозок отметил, что сейчас больше всего власть беспокоит состояние путей. Для ремонта самых критичных участок еще год назад нужно было около полутора миллиардов рублей. Каждый год по нормативам нам нужно капитально ремонтировать минимум 10 километров в однопутном исчислении. Предприятию МКП «ГЭТ» капитально отремонтировать сети за свой счет невозможно, нужны бюджетные средства. Скоро федеральный центр разрешит Новосибирску тратить деньги дорожного фонда на трамвайные пути, в том числе средства по проекту «БКД».

Что касается строительства новых трамвайных линий до Родников, до станции «Березовая роща», то здесь не все так однозначно. Пассажиропоток со времен СССР существено уменьшился из-за того, что началось дублирование маршрутов коммерческими перевозчиками. А самое важное — была разорвана сеть между берегами, то есть отрезали трамвай от метрополитена. Это произошло на «Березовой роще», на «Золотой Ниве».

«То, что произошло на «Березовой роще», на проспекте Дзержинского, — это преступление. Это прямо преступление перед городом, когда в 2007 году с проспекта Дзержинского убрали трамвай, который вез пассажиров с трех районов города к узлу «Березовой рощи». Получается, в 2005 году открыли станцию метро «Березовая роща», а в 2007 году отстегнули от нее трамвай», - отметил Никулин, подчеркнув, что земля в этих местах стала слишком ценной для застройщиков. 

   
   

По мнению Никулина, трамваи нужно протягивать на Плющихинский жилмассив, Родники, Снегири, «Просторный», «Матрешкин двор», но вопрос в комплексном финансировании. Сегодня есть федеральные программы, в которые нужно удачно попасть. Есть и инфраструктурные кредиты под 3% годовых на 15 лет. 

«Сегодня мы подготовили предложение на инфраструктурный кредит и на финансирование всей системы трамвая в Новосибирске, которая оценивается нами в сумму порядка 35-37 миллиардов рублей... Сумма немаленькая, но для федерального уровня, надо сказать, это не такой крупный проект. Это та сумма, которая позволит системно решить транспортные проблемы третьего города в стране. Это того стоит. Правый берег — это примерно 40% расходов, левый берег — 60% расходов», — подчеркнул Никулин в беседе с НГС.

Замначальника управления пассажирских перевозок посетовал, что в других городах европейской части и Урала трамвайное хозяйство практически не рушили, там сохранились и сети, и количество подвижного состава. Все это произошло из-за отсутствия «ошибок власти».

«Мы просто когда-то отдали свой транспорт в свободный бизнес, произошел захват рынка. А в тех городах остался контроль. То есть там в 90-е годы власть поступила мудрее — не распродала хозяйство, не закрыла маршруты в угоду частному извозу. Грубо говоря, была дикая коммерциализация и город Новосибирск, скажем так, пострадал в большей степени, чем другие города», — заявил Михаил Никулин.

В целом, считает специалист, надо говорить о комплексном развитии транспортной сети Новосибирска. К примеру, трамваи на Первомайку и в Академгородок точно не запустят, так как там лучше развивать проект городской железной дороги. Необходимо создать хорошие транспортно-пересадочные узлы на вокзале Новосибирск Западный, сделать доступность трамвая, электрички на Новосибирске Восточном, а также сделать удобное сочетание трамвая, метро и электрички на Речном вокзале.