С 1 января вступили в силу нововведения, касающиеся обязательного внедрения е-полисов и правил их оформления и приобретения. Государственной думой в первом чтении принят закон об изменениях, касающихся способа возмещения убытков по полису ОСАГО, которые вступят в силу в ближайшее время.
Трудности оформления новых полисов
— Какие изменения затронули автовладельцев в 2017 году?
— С 1 января заключение электронных полисов ОСАГО стало не правом, а обязанностью страховых компаний. Новшество ввели, чтобы получение полисов стало доступным и любой гражданин мог получить его, не вставая с дивана. Кроме того, человек может подъехать в офис страховой компании и получить полис на бумажном носителе либо за отдельную плату по почте.
Также с 1 января этого года у страховых компаний появилось право регресса тем страхователям, которые при заключении е-полиса ОСАГО сообщили недостоверные сведения. То есть если гражданин занизил мощность своей машины, чтобы заплатить меньше денег по страховой премии, но потом попал в ДТП, и страховая компания выплатила ему деньги, последняя имеет возможность в судебном порядке взыскать с этого человека выплаченное страховое возмещение.
С начала года все страховые компании продают полисы в электронном виде. Это нововведение любой автовладелец может оценить уже сегодня. Часть страховщиков запустила продажи Е-ОСАГО еще в июне прошлого года, в то время они не были обязательными. С 2017 года можно купить электронный полис любой страховой компании.
Второе существенное изменение на рынке ОСАГО – это натуральная форма возмещения, которая в большинстве случаев заменит денежную. По текущей информации, ее запуск планируется в несколько этапов. В части регионов это нововведение начнет действовать с 2018 года, а в наиболее проблемных уже в этом году.
— Реформа нацелена, в первую очередь, на доступность полисов ОСАГО для клиентов страховых компаний. В целом, автолюбители достаточно спокойно относятся к новшеству – люди не хотят разбираться во всех деталях тарифа ОСАГО, им проще обратиться к своему агенту или в офис продаж.
В нашей компании продажи электронных полисов запущены с 1 января в полном соответствии с действующим законодательством и правилами профессиональной деятельности страховых компаний-членов Российского союза автостраховщиков, в том числе — в части применения системы «единого агента». Сервис электронного ОСАГО на нашем сайте доступен для всех клиентов и в любом регионе страны. Чтобы заполнить заявление о страховании ОСАГО, нужны данные водительских удостоверений всех лиц, допущенных к управлению указанным в договоре транспортным средством, ПТС/Свидетельства о регистрации автомобиля, если они имеются, а также паспортные данные страхователя. Услуга оплачивается банковской картой. При оформлении электронного ОСАГО нужно также иметь действующую диагностическую карту. Проверить ее наличие и присвоенный водителю класс можно автоматически через информационные системы РСА. Если база данных будет работать исправно, а пользователь заполнит все данные верно, оформление Е-ОСАГО займет от 15 до 30 минут.
Ольга Хмелевская, АвангардАвто, центр кредитования, страхования и оформления автомобилей:
— Сейчас официальным представителям страховых компаний или агентам рекомендуют предлагать клиентам оформить электронные полисы, разумеется, это удобно потому, что клиенту не нужно выходить из дома и идти в офис. Многие наши клиенты пытались оформить себе е-полис электронно, но к сожалению, часто им этого не удавалось из-за сбоев в системе и по другим техническим причинам. Мы как официальные представители можем оформить Е-ОСАГО, необходимо позвонить в офис нашей компании и отправить все необходимые документы для страхования по электронной почте, далее происходит регистрация страхователя в личном кабинете и оформление электронного полиса, затем клиенту уже через личный кабинет приходит счет на оплату, который ему необходимо оплатить самостоятельно, после оплаты, приходит сам полис и документы от страховой компании, которые могут пригодится страхователю в период действия страхового полиса. Там же клиенту предоставляются ссылки на официальные источники, с помощью которых можно проверить легитимность данного полиса. Оплату так же можно произвести в офисе наличными, получив квитанцию и распечатанный экземпляр Е-ОСАГО. Все это делается совершенно бесплатно. Но зачастую клиент предпочитает оформить обычный полис ОСАГО и получить оригинальный бланк на руки.
Сергей Мороз:
— Некоторые автолюбители считают, что страховаться не нужно до тех пор, пока они не попадут в ДТП, а после аварии пытаются экстренно оформить страховку. Но система построена так, что это невозможно. Если человек застраховался после происшествия или в этот же день, система выдаст эту информацию, и к нему будет применено законодательное взыскание, либо полис признают недействительным. Действие полиса вступает в силу на следующий день после его оформления.
— В последнее время появилась информация о том, что из-за внедрения е-полисов увеличилось число мошенников на страховом рынке. Как обезопасить себя от этого при покупке электронных полисов?
Артём Сычёв:
— Как один из лидеров рынка ОСАГО, в том числе электронного, наша компания в 2017 году зафиксировала многочисленные факты проявления новой криминальной индустрии – информационно-финансового мошенничества в интернете. Нечистые на руку лица, среди которых псевдоброкеры и иные «специалисты», создают клоны сайтов страховых компаний. Адреса этих
недавно появившихся страниц очень похожи на сайты настоящих страховых компаний либо имеют в своем названии ключевое слово «osago». Они незаконно собирают персональных данных граждан и, одновременно, реальные деньги от доверчивых автовладельцев. Пользователям интернет-жулики присылают по электронной почте перерисованные PDF-файлы настоящих бланков электронных полисов ОСАГО с печатями и даже поддельными подписями ответственных лиц страховых компаний. Сайты-клоны работают буквально несколько дней или часов, а потом исчезают, чтобы открыться на новом адресе. Естественно, что е-полисы ОСАГО от этих псевдопосредников недействительны, так как не фигурируют в базах данных страховых компаний и Российского союза страховщиков. Думаю, в борьбе с этим стремительно разрастающимся злом членам страхового сообщества нужно работать совместно, привлекать профессионалов в деле противодействия кибермошенничеству, а правоохранителям и регулятору больше следить за этим сегментом. Не стоит покупать электронные полисы ОСАГО через «посредников», брокеров, и других «помощников», а также на неизвестных сайтах. Полноценный полис можно купить только на сайтах страховых компаний-членов Российского союза автостраховщиков.Ольга Хмелевская:
— Четкого алгоритма о том, как отличить настоящий сайт от клона, к сожалению, нет. Поэтому в первый раз клиенту лучше всего обратиться за помощью к профессионалам - прийти в страховую компанию или попросить специалиста официального представителя страховой компании (агента) создать ему личный кабинет, тем более, что делается это бесплатно и не увеличивает стоимость полиса. Сотрудник все объяснит и ответит на все интересующие вопросы. В будущем же, приобретая последующие полисы, можно будет пользоваться созданным личным кабинетом, и данные оттуда не попадут в руки злоумышленникам.
Арина Лагутина:
- Мы говорим не о каком-то специфическом страховом мошенничестве. Это вопросы мошенничества, связанного с платежами через интернет. И бороться с ними нужно соответственно. Я бы посоветовала покупать е-полисы ОСАГО только на сайтах известных компаний, не передавать свои данные 3-им лицам, кроме того нужно обращать внимание, чтобы адрес страницы с формой оплаты начинался с https://.
Сергей Мороз:
— При этом на сайтах-клонах иногда название может отличаться одной-единственной буквой, а стиль оформления полностью совпадать. Кроме того, мошенники исходя из нашего опыта, предлагают оплату услуги через электронные кошельки, а страховщики предлагают оплату через банковскую карту. Именно поэтому нужно быть бдительными, и первичную регистрацию лучше всего доверить сотруднику страховой компании.
— Следует обратить внимание, что если автоинспекторы ГИБДД обнаружат поддельный полис, автовладелец понесет за это ответственность со всеми вытекающими последствиями.
—Есть ли соответствующая база для проверки е-полисов у сотрудников ГИБДД? Как налажена работа?
Генрих Малкин:
— База у сотрудников ГИБДД Новосибирской области есть, система межведомственного взаимодействия. Есть свой канал, а также мы используем федеральную базу данных. Инспектор, работающий на дороге, проверяет через ведомственный канал, а если проверку нужно произвести в кабинете — через интернет.
Оксана Косицкая, председатель комиссии СМАС по работе аварийных комиссаров, Директор службы аварийных комиссаров «Альянс»:
— Для аварийных комиссаров нет разницы, какой полис предъявляет участник ДТП — электронный или бумажный. Главное, чтобы он был. У нас прекрасно работает система по обслуживанию электронных полисов. Если комиссару необходимо проверить е-полис, он звонит диспетчеру, который в свою очередь работает с базой РСА.
Сергей Мороз:
— При этом, некоторые автовладельцы неправильно понимают закон и считают, что если имеют электронный полис, с собой его брать не нужно. Но это не верно. Участник ДТП, который имеет электронный полис, обязательно должен держать при себе его распечатку.
— В каких случаях аварком может оформить ДТП?
Оксана Косицкая:
— Мы можем оформить ДТП только с материальным ущербом. Если в дорожно-транспортном происшествии пострадали люди, аварийный комиссар не имеет права оформлять происшествие. Также аварком бессилен, если один из водителей находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Кроме этого, сотрудник службы аварийных комиссаров не может оформить ДТП, если участники аварии не определили или определили неверно свою причастность к происшествию из-за того, что один водитель оказал психологическое давление на другого.
Кроме того, мы можем оформить людей по европротоколу или люди могут сделать это сами, если правильно оценят стоимость ущерба. Для нашего города это не должно превышать 50 тысяч рублей. В таком ДТП может участвовать только 2 автомобиля, а водители должны иметь при себе действующие полисы ОСАГО. Если один из автомобилей с прицепом, или один из участников ДТП влетел в сугроб, оформление по европротоколу невозможно.
— Как при электронном оформлении полиса ОСАГО учитывается технический осмотр автомобиля?
Артём Сычёв:
— В соответствие с законом, системы страховой компании должны автоматически проверять наличие ТО автомобиля. Если в базах РСА не стоит отметка о прохождении ТО, то система не даст возможности заключить полис электронного ОСАГО.
Попал в ДТП — починят на СТО?
— Для чего хотят внедрить возмещение ущерба в результате ДТП натуральным способом?
Арина Лагутина:
Если смотреть в будущее, реформа нацелена на улучшение сервиса. Мы можем получить идеальную модель страхования. Сначала автовладелец, не выходя из дома, покупает е-полис. А в случае наступления ДТП страховщик обеспечивает ему восстановление автомобиля. Таким образом из процесса исключаются лишние звенья и снижается риск мошенничества.
Дальше возникают более материальные вопросы: где ремонтировать, какими запчастями, кто отвечает за качество и сроки ремонта. Все эти нюансы рождают жаркие споры, потому что в них и кроется будущий результат от нововведений – достигнут ли автовладельцы и страховое сообщество поставленных целей.
Оксана Косицкая:
— Служба аварийных комиссаров «Альянс» ежедневно оформляет более 50 ДТП, которые происходят в Новосибирске. При этом мы постоянно сталкиваемся с людьми, которые фальсифицируют происшествия, чтобы получить деньги со страховой компании. Думаю, что если этим дельцам закроют доступ к деньгам, таких случаев станет меньше. Пилотный проект с некоторыми страховыми
Обращайтесь, к нам, мы всегда рядом.
«Альянс» Служба аварийных комиссаров
8 (383) 239-02-02
8-800-250-88-67 (круглосуточно)
— А я убежден, что только недобросовестные страховые компании имеют дело с автоюристами и потом проигрывают суды потому, что выплачивают маленькую сумму по страховке. Добросовестные компании в таких проблемах не участвуют. Ни один автоюрист не будет выкупать дело, заведомо проигрышное. Да и потом, у автовладельцев должно быть право выбора станции технического обслуживания.
Сергей Мороз:
— В последние годы на волне защиты прав потребителей страховые компании оказались под прессом некоторых автоюристов, которые любой ценой пытались вытащить страховые компании в суд. Страховщики в ряде регионов страны были вынуждены закрывать продажи. Идея натурального возмещения только рассматривается в Госдуме и предполагает ремонт автомобиля без учета износа деталей. Деньгами, скорее всего, будут выплачивать только в определенных случаях: если ТС не подлежит восстановлению, если размер причиненного ущерба больше, чем страховая сумма, установленная по полису ОСАГО, если причинен тяжкий вред жизни и здоровью или настала гибель потерпевшего. Если человек-инвалид, то по его желанию также будет возмещаться ущерб в денежном эквиваленте, но не чаще 1 раза в 3 года. Нововведения значительно повысят качество услуг и снизит проблемы.
— Нововведения, если будут одобрены, разработаны исключительно для удобства автомобилистов. Водители постоянно сетовали, что на предусмотренные деньги не могут отремонтировать автомобиль. Кстати, многие компании работают по схеме натурального возмещения на добровольной основе по страхованию КАСКО. Этот опыт решили использовать и для ОСАГО. Думаю, что главное - найти компромисс и баланс интересов между автомобилистом, страховой компанией и станцией технического обслуживания. Сегодня не ясно, как будет оцениваться качество выполненных работ, не понятно, кто за это будет отвечать, и как будет происходить возмещение. Все должно быть прописано и отражено в законодательстве, тогда будет понятно, что делать.
— Существует ли альтернатива натуральному возмещению причиненного в ДТП вреда?
Артём Сычёв:
— Необходимо переходить на цивилизованную форму возмещения убытков, связанных с повреждением имущества. Такой подход есть в большинстве развитых стран мира, имеющих мощную и ответственную страховую отрасль.