Эксперт из Новосибирска оценил меры по преодолению топливного кризиса

Вероника Такмовцева / spb.aif.ru

Топливный кризис в России, наметившийся три года назад, достиг пика этой осенью. Даже частичное ограничение экспортных поставок нефтепродуктов не позволяет в полной мере стабилизировать внутренний рынок бензина и дизельного топлива. Одной из причин являются участившиеся атаки украинских беспилотников на российские НПЗ.

   
   

Учитывая ухудшение ситуации с обеспечением регионов топливом, вице-премьер Александр Новак обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с пакетом предложений по стабилизации внутреннего рынка. По предварительным оценкам, предложенные меры позволят увеличить ежемесячные поставки на внутренний рынок на 350 тысяч тонн бензина и 100 тысяч тонн дизельного топлива.

Портал Сиб. фм рассмотрел два ключевых пункта программы, прокомментированные Сергеем Лацких, главой Ассоциации независимых нефтетрейдеров Российского топливного союза в Новосибирской области «Сибирь-ГСМ».

Возобновление импорта и перераспределение ресурсов

Последний значительный импорт бензина в Россию был зафиксирован в 90-е годы из-за недостаточного объема собственного производства. Сегодняшние обстоятельства диктуют необходимость возврата к этой практике. Для ликвидации дефицита предлагается увеличить импорт бензина из Беларуси с 45 тысяч тонн в сентябре до 300 тысяч тонн. Для поставок топлива в Дальневосточный регион из Китая, Южной Кореи и Сингапура предлагается упразднить действующие ввозные пошлины в размере 5%. Это позволит перенаправить на запад страны около 150 тысяч тонн топлива с сибирских НПЗ.

«Предложение о поставках топлива из Белоруссии для урегулирования дефицита бензина в европейской и южной частях России, а также о решении проблем Дальнего Востока за счет импорта из стран Азии – это рациональный шаг, – комментирует Сергей Лацких. – Перенаправление топлива с востока на запад – это вопрос экономический, требующий тщательного анализа. Транспортные расходы могут существенно повлиять на конечную стоимость, учитывая железнодорожные тарифы, которые постоянно растут. В итоге логистика может сделать топливо неконкурентоспособным».

Временная мера или угроза?

   
   

В качестве еще одной меры предлагается временно, на шесть месяцев, разрешить использование монометиланилина (ММА). Эта присадка повышает октановое число и является одним из наиболее эффективных антидетонаторов за счет своих уникальных характеристик: октановое число достигает 400 пунктов. Применение ММА позволит снизить себестоимость производства бензина на 10-15% и увеличить поставки на внутренний рынок примерно на 50 тысяч тонн в месяц. Однако ММА – вещество небезопасное. Даже незначительное нарушение концентрации присадки может привести к ускоренному смолообразованию в двигателе и топливной системе, что вызовет поломки и увеличит выбросы оксидов азота.

«Присадка использовалась ранее, но была выведена из оборота в 2016 году при переходе на стандарт «Евро-5», – поясняет Сергей Лацких. – ММА не оказывает существенного влияния на содержание серы. В условиях острого дефицита топлива, временное использование присадки возможно. Экологические последствия будут, но с технической и экономической точки зрения такой высокооктановый бензин будет приемлем для использования».