Феерическое шоу «Скрипкомания» сибирякам подарили знаменитые скрипачи Вадим Репин, Майкл Гуттман, Дидье Локвуд, Русанда Панфили, скрипач и музыкальный эксцентрик Алексей Игудесман и другие музыканты.
«Это шоу мы с Вадимом создали специально для фестиваля, эксклюзивно для Новосибирска, - сказал главный шоумен вечера Алексей Игудесман. - Никогда больше оно не будет повторено. А создавать мы его начали чуть меньше года назад, когда у Вадима появилась идея организовать фестиваль в своём родном городе… Знаете, у Репина есть счастливая для организатора фестиваля черта – ему невозможно отказать! Когда он просит, понимаешь, что должен расшибиться, но сделать. Просто потому, что он очень редко просит. Вот так, с его звонка, и началась эта уникальная программа».
Тараканье начало
Да-да, именно так. Начался вечер с таракана – вернее, с известной песенки «Кукарача», что в переводе и означает «таракан». Песенку исполнили двое великих – Репин и Игудесман, причем мотивчик они передавали друг другу кивком головы, так музыка и «летала» от одной скрипки к другой. Закончили эту репризу намеренным диссонансом, так что у почтеннейшей публики сомнений не осталось – вечер будет непредсказуемым и бесшабашным.
Кстати, скрипачка на утренней репетиции слегка хромала. Оказывается, две недели назад она сломала ногу. Поэтому Русанда позвонила Игудесману расстроенная и сообщила, что, наверное, не сможет приехать в Новосибирск на шоу. Но Алексей был неумолим. Он сказал ей – все сделаешь, все сможешь, даже если просто будешь сидеть на сцене, это уже будет прекрасно. Но она приехала и не только научила танцевать молодых скрипачек из Новосибирской специальной музыкальной школы при консерватории (девочки произвели настоящий фурор, исполнив русский танец со всеми участниками концерта), но и сама порхала по сцене весь вечер. Через боль. А что сделаешь, если хочется вступить на фестивале Вадима Репина?
Концерт для кашля с оркестром
Любой звук может стать музыкой. Любой! И это наглядно доказали нам неутомимые в своей выдумке скрипачи. Очередной скетч начался с того, что Репина объявили как самого лучшего певца (!) Новосибирска, однако слегка простуженного. «Поэтому партию Кармен он будет исполнять на скрипке» – провозгласил конферансье. Транскрипция Бизе прозвучала божественно - иного слова не подобрать, какие уж тут шутки. Скрипка пела лучше любой оперной дивы – проникновенно, виртуозно, задорно. А дальше…
Дальше оркестр начал играть вступление к следующей пьесе, а наш Вадим… кашлять! Кашлял в такт, потом и чих прибавился. В общем, заболел… Панфили, в костюме соблазнительной медсестры, сначала измерила бедолаге температуру немаленьким градусником, а потом жестом фокусника достала огромный шприц… Репин сбежал, после чего кашлять в такт веселой польке начал уже весь оркестр. Но этого Игудесману мало показалось: он заставил «подкашлянуть» ему весь зал. Очень, между прочим, музыкально получилось!
Баян в роли скрипки
«Сегодня скрипки в из руках выглядят как домра и баян, - объявил Игудесман, - но это только видимость, они точно скрипачи! Виртуозы!»
Сложнейшие транскрипции скрипичных мелодий звучали в исполнении дуэта немного странно, но ново и интересно. Однако домрист Андрей Кугаевский решил наглядно доказать залу, что он скрипач: взял смычок у первой скрипки оркестра и начал играть на домре как на скрипке. Звук получился звонкий, полётный и очень противный, но мотивчик прослушивался явно, так что цель была достигнута – публика поверила, что он действительно скрипач. В душе.
«Каждый нормальный скрипач должен петь, танцевать, руководить оркестром и режиссировать постановку вечера, - открыл тайну Алексей Игудесман. - Каждый артист должен быть открытым. Открытым к разным жанрам и типам существования на сцене. Мне интересен театр, интересна и популярная музыка. Ну и потом, такие вечера приводят в зал множество молодых людей – именно так молодежи можно доказать, что классика, классические музыканты – не мраморные статуи, а живые и интереснейшие люди. Такие вечера убивают страх перед классикой, как перед чем-то сверхэлитарным, понятным лишь немногим избранным».
Что да, то да: этот вечер был фейерверком находок, шуток, неожиданных музыкальных подарков.
Человек-оркестр
Один из «подарков» – неподражаемый джазовый скрипач Дидье Локвуд. Его стезя – создавать музыку «здесь и сейчас». Произведения, которые он играет, никогда не были записаны нотами. Всё, от первого до последнего звука, исполняемое поразительным французом – импровизация.
Он начинает свое выступление с создания аккомпанемента – играет простую попевку несколько раз. Его аппаратура эту мелодию записывает и воспроизводит. На существующий мотив он накладывает другой – и так до бесконечности. В итоге звучит оркестровая музыка, многоголосная, многогранная, сыгранная одним человеком…
Концерт продолжался целых три часа, а публика все не хотела отпускать чудотворцев. А они и рады – именитые музыканты плясали, даже пели, дурачились как могли. В общем, дарили себя залу.
Удивительно, что каждый концерт Транссибирского арт-фестиваля проходит вот так – с обилием аплодисментов, бисов, охапками цветов и счастливыми слезами на глазах новосибирцев. Концертов таких остался только один – в субботу 12 апреля состоится заключительный концерт фестиваля. За пультом будет стоять самый востребованный дирижер мира Валерий Гергиев, солист – человек, подаривший нашему городу праздник, Вадим Репин.