Самый молодой вид кинематографа – так о полнокупольном кино говорят специалисты, представители планетариев со всей страны.
Полнокупольное кино – это не совсем 3D, но намного краше. Когда полулёжа расположишься в кресле планетария, над тобой разворачивается зрелище, не прерывающееся куда ни посмотри – ни сзади, ни по сторонам. Особенность таких фильмов - полный обзор на 360 градусов.
Панорама в кино
Например, французский фильм «Навигатор глубокого космоса» (который занял на фестивале почётное второе место), рассказывает о мужчине, который в течение целого года фотографировал небо, чтобы потом уместить все видимые с Земли звёзды на одном изображении.
В фильме достаточно космических видов, но и немало видео, снятого на Земле. Вот главный герой расположился где-то в пустыне, чтобы вздремнуть, пока его камера-телескоп автоматически фотографирует заданные участки неба. Мужчину, спящего под камнем, зритель видит почти перед глазами, но можно повернуть голову в любую сторону – и увидеть пустыню, до горизонта.
Когда фотограф приезжает на базу Очень большого телескопа (VLT) – несколько минут полнокупольного видео сняты внутри научного комплекса. В одну сторону – уходит коридор, в котором сотрудники Телескопа о чём-то беседуют – в противоположной от них стороне видно другие помещения. И так – везде, куда ни повернёшь голову.
Сразу воспринять весь видеоряд, отображаемый на куполе, просто физически невозможно: приходится крутить головой и диву даваться. Ощущения ещё более захватывающие, чем в залах 3D-кинотеатров.
- Мне понравилась идея новосибирского фильма «Лики Солнца», - говорит зрительница Елена Никульцева. – В его съёмке был задействован новосибирский Музей Солнца, о существовании которого мало кто знает. И в целом, он вызвал хорошие впечатления. Также очень понравилась сказка «Слепой мужчина со звёздными глазами»: всего десять минут продолжительностью – этот фильм оказался очень философским, и немного о космосе. Хотела бы сказать пару слов об американских фильмах: они сняты безупречно, но Россия в них показана какой-то «чёрной дырой»: может показаться, будто наша страна вообще не имеет к космосу отношения. Звучат заявления о том, что американцы собираются осваивать Луну, упоминаются космические программы даже чилийцев и испанцев, а о России вообще ни слова: Юрия Гагарина, как будто, вообще не было и спутники мы, как будто, не запускаем. И такое отношение немного напрягает. Но больше всего мне понравился «Гопал – принц планеты коров» - мультфильм, который по заказу индийцев создали представители Общества сферического кино – создали великолепно, несмотря на ограничения бюджета. Очень красиво, объёмно, ребятам – огромный респект.
На фестивале показали фильмы со всей планеты. Кроме множества европейских картин были фильмы из США, например: «Чудища морей: доисторическое приключение», «Жизнь. Космическая история», «Супервулканы», «В Космос и обратно», и другие. А также несколько фильмов, сделанных в России и Украине.
Полнокупольное кино по-славянски
Несколько из показанных фильмов были сделаны сотрудниками планетариев из ближнего зарубежья: так первое место на фестивале (среди фильмов с продолжительностью более 15 минут) заняла картина «Удивительное путешествие по Солнечной системе» Донецкого планетария. Кроме этого фильма гости из Донецка показали картину «Вода: чудо природы». А ещё одна лента с частично славянскими корнями – «Гималайские Мечты» - была снята совместными усилиями украинцев, россиян и тайцев.
- В эти дни, когда, как мы видим, политическая ситуация в мире очень непроста, мы – астрономы и сотрудники планетариев – должны становиться как можно ближе друг к другу. Эти сложности должны укреплять нашу дружбу, - говорит председатель жюри фестиваля Сергей Язев.
По его словам, жюри судило фильмы непредвзято. И главный приз, который получил Донецкий планетарий, ему присудили не из желания поддержать в трудный момент, а за высокое качество проделанной работы.
- Я ещё не видел, чтобы поверхность Солнца в научных фильмах была смоделирована столь натуралистично, - признаётся член жюри фестиваля Виталий Гоннов.
Но и кроме солнечной поверхности в донецком фильме было на что посмотреть: вся звёздная система – до самого облака Оорта, детально и с любовью смоделированная, предстала перед глазами зрителей.
- Чтобы создать этот фильм, мы проанализировали очень много натуральных изображений поверхностей планет и их спутников, - говорит Ирина Филиппова, директор Донецкого планетария. - Озвучивать эту работу нам приходилось уже в условиях нестабильной политической ситуации.
В номинации продолжительных фильмов свыше 15 минут призёров оказалось немало. Например, американский «В космос и обратно», рассказал о мощи человеческого гения и удивительных изобретениях, которые одновременно служат в космосе и на Земле. Этот фильм разделил приз за третье место с немецким шоу «Путешествие к миллиарду Солнц», которое затронуло тему исследования Млечного пути и поведало, что сегодня космические аппараты могут вычислить расстояния до звёзд с невероятной точностью и дать человеку понимание структуры и размера нашей галактики.
Второе место досталось британской картине «Мы все пришельцы», которая отправила зрителей в приключение в поисках внеземной жизни. Ещё один второй приз достался «Навигатору глубокого космоса».
В номинации коротких картин - протяженностью до 15 минут включительно - призовые места заняли казанский фильм «Поэзия Вселенной», в котором зрители смогли насладиться неземными пейзажами, например, восходом Солнца в космосе, новосибирский фильм «Лики Солнца», показавший удивительный материал о нашей звезде, отснятый на иркутской солнечной обсерватории и «Полёт Фантазии» - о прыжке автрийского экстремальщика Феликса Баумгартнера из стратосферы.
Общество сферического кино, без помощи которого фестиваль «Кинокупол» мог и не состояться, представило на нём несколько зарубежных фильмов. При этом на фестивале побывали и иностранцы - французы, имевшие отношение к созданию фильма «Навигатор глубокого космоса».
Спасибо за удивление
Хотя Новосибирский планетарий, который стал площадкой для фестиваля, сам наградил благодарственными грамотами всех участников – представителей планетариев со всей страны, больше всего дифирамбов прозвучало именно в его адрес.
- Три удивительных дня этого Фестиваля мы будем очень, очень долго вспоминать, - говорит Зинаида Ситкова, директор нижегородского планетария, руководитель Ассоциации планетариев России, - Мы с вами стали участниками и свидетелями рождения нового вида аудиовизуального искусства, которое зарождается в планетариях и с восторгом воспринимается нашими зрителями. Процесс создания полнокупольных фильмов – очень сложен. Но, как говорят, через тернии к звёздам! Несмотря на сложности, мы продвигаемся. И в этот, завершающий день, хочется сказать особое спасибо организаторам этого фестиваля – коллективу новосибирского планетария и его руководителю, Сергею Масликову.
Следующий фестиваль полнокупольного кино пройдёт 16-19 июня 2015 года в Ярославле.