Недавно новосибирский экстремал с командой таких же, как он, «бродяг по убеждениям» вернулся из экспедиции на остров Пасхи. Он давно мечтал отправиться на надувном катамаране к самому удалённому на Земле участку суши. До экспедиции Кулика подобных переходов на судне такого класса никто не совершал.
Ничего не делать – великое дело
– Анатолий Павлович, как встретил вас Новосибирск по возвращении из Полинезии?
– Снегом. Я всегда безумно радуюсь, когда вижу снег, потому что в тех местах, где мы путешествуем, круглый год пекло. Многие меня не поймут, но это здорово, когда ты открываешь кран и из него течёт холодная, а не тёплая вода.
– Расскажите о вашей экспедиции. Почему остров Пасхи?
– Последняя российская экспедиция в эти края была предпринята в 1816 г. Интересно же посмотреть, что изменилось за два века (смеётся). Особенность о. Пасхи в том, что он – самый удалённый из всех островов. От Южной Америки до него – 2 тыс. миль. В другую сторону – через 800 миль Антарктида. На всём расстоянии нет ни клочка суши. Самолёты там не летают, корабли не ходят. Даже рыбы нет! Мы пытались рыбачить. Единственный раз поймали морского окуня. Уже почти вытянули его из воды, но тут подплыла акула и похитила нашу добычу вместе с леской от удочки.
– Что чувствует человек, находящийся в открытом океане много дней и ночей?
– Я в океане обретаю спокойствие. Там нет телефона, телевизора, Интернета. По-моему, океан – единственное место, где есть возможность не делать ни-че-го. Попробуйте в обычной жизни хотя бы в течение одной минуты ничем не заниматься: не смотреть телевизор, не тыкать в телефон, не общаться, не выполнять какую-нибудь рутинную хозяйственную работу. Тех, у кого это получится, можно записывать в гуру. В океане удаётся достичь психологического состояния, когда ты ничего не делаешь, ни о чем не думаешь, а только созерцаешь. Ничего не делать – великое дело.
– Нештатные ситуации за время путешествия случались?
– А как же без них. На созерцание, о котором я только что говорил, остаётся не так много времени. В океане даже во время штиля высота волны – 3 метра. В этих условиях нужно управляться с такелажем, вести судно, заниматься приготовлением пищи, уборкой корабля. Особенно сложно тем, у кого с непривычки начинается морская болезнь. Тем не менее настоящая нештатная ситуация за всё время у нас сложилась только одна: когда через три часа после начала путешествия я вследствие неопытности одного из членов команды получил удар в лоб тяжёлой снастью. Когда вернулось сознание, первая мысль была: чем закончится эта экспедиция, если со мной что-то случится?
Надгробные памятники
– Остров Пасхи овеян мистикой и легендами. Ощутили на себе присутствие чего-то потустороннего?
– Наверное, ваших читателей я разочарую, но признаюсь честно: истуканы меня не впечатлили. Есть гипотеза, что их соорудили инопланетяне. Дескать, не могли земные жители перемещать такие махины. А чего там перемещать-то? Вес статуй от 22 до 60 тонн. При наличии населения взялись человек 100–200 – и понесли. Самый большой истукан у них – высотой 21,5 м – стоит в каменоломне. Я думаю, это такая торговая марка, эмблема фирмы. Археологи делали раскопки – под каждым истуканом нашли кости. Приходил, видимо, житель острова в эту каменоломню и заказывал себе памятник на могилу. Богатый был – большой памятник заказывал. Бедный – маленький. Сделаны все статуи из туфа. Это очень мягкий камень, легко режется. Я попробовал – тоже смог бы такого истукана смастерить (смеется). Так что в космическое происхождение истуканов острова Пасхи я не верю.
– Потомки строителей истуканов сейчас живут на острове?
– Да. Там около 10 деревень, население – 5 тыс. чел. Историю свою остров ведёт с IV века нашей эры, когда туда высадились вожди майя. С тех пор эти люди живут очень простой рациональной жизнью. Там нет ничего наносного, суетного. И это меня восхищает.
– Что представляет собой надувной катамаран «Тион», на котором вы совершали путешествие?
– Уникальность катамарана в том, что его можно сложить и перевезти в любую точку мира в багажном отделении самолёта. Я строил «Тион» два месяца. Вложил всё, что знал. И я горжусь своим творением – поломок не было.
– Под каким флагом ходите?
– Под флагом Новосибирска.
– Как обеспечивалась безопасность команды?
– Никак. До нас похожее путешествие предпринимал француз. Но за ним шёл корабль сопровождения. Я хожу без сопровождения. Беру троекратный запас воды и продовольствия. Жертвы кораблекрушений в тропических морях чаще всего гибнут от жажды.
– Чем питались во время перехода?
– Брали 30 кг муки, рис, горох, подсолнечное масло, сгущёнку. Каждое утро пили кофе, оладьи жарили. В общем, неплохо питались. Правда, овощи закончились быстро. Дольше всех продержалась морковь – последнюю съели на 15-й день.
– Поделитесь планами будущих путешествий.
– Хочу повторить полинезийскую экспедицию адмирала Крузенштерна. Мечтаю пройти маршрутами других великих русских путешественников. Половина островов в мировом океане открыта нашими соотечественниками! Много ли молодёжи об этом знает? В Полинезии есть остров Суворова, пролив Витязь. Норвежец Тур Хейердал – тоже один из моих кумиров. Он в своё время преодолел маршрут до острова Пасхи на плотах. У полинезийцев до сих пор есть катамараны, сделанные по чертежам Джеймса Кука. Ходят на них без компаса. Как им это удаётся?
Смотрите также:
- Сибирячка вернулась домой из кругосветки, которое она совершала с командой на катамаране →
- Путешественник Анатолий Кулик знает, как покорить три океана на надувном катамаране →
- Путешественница Ирина Федоськина «Комфорт – удобная тюрьма» →