Денис Мацуев: «Классическую музыку нужно брать кровью»

Фото: АИФ

Новосибирский театр оперы и балета, а также еще не открывшийся официально Государственный концертный зал имени А. М. Каца стали обладателями двух новых роялей премиум-класса – Steinway&Sons. Стоимость такого инструмента –примерно 6 млн рублей. Выбрал рояли всемирно известный пианист Денис Мацуев.

   
   

Он же первым согласился сыграть на рояле в оперном театре. Эта миссия оказалось не из простых. «Звук инструмента еще спит, и чтобы его разбудить, нужно было обладать талантом укротителя», – отметил музыкант. Однако Денис успешно справился с этой задачей. Немаловажную роль в этом сыграла его…муза.

Искусство требует крови

nsk.aif.ru:  Денис, зачем понадобился такой дорогой инструмент?
Д.М.:  Я давно мечтал, чтобы на сцене «сибирского Колизея» появился инструмент, который помог бы исполнителям продемонстрировать все возможности перед требовательной и подготовленной публикой Новосибирска. И концертный Steinway, своего рода роллс-ройс в мире роялей, выполнит эту задачу лучше всех других марок. Своим звучанием новый рояль с легкостью заполнит весь большой зал.
Кстати, открою небольшой секрет: на самом деле я выбрал не один, а два рояля. Один с расчетом на наполнение большого зала — для оперного театра, а второй — для нового зала новосибирской филармонии, который неофициально открылся в декабре. Надо сказать, что я немного переживал за его акустику. Все мы прекрасно знаем, что строительство новых залов в России — настоящая проблема. Об акустике у нас вспоминают в самый последний момент, когда исправить что-либо уже невозможно. Поэтому первое, что я сделал в стенах нового здания, — хлопнул в ладоши. И тут же оценил прекрасную акустику, которая соответствует лучшим концертным площадкам филармонического плана. 

 

nsk.aif.ru: Известен случай, когда на концерте в Париже вы так увлеклись, что просто разломали инструмент: рояль поехал вперед, его дальняя ножка подломилась, и вы упали со стула. Тогда повисла зловещая тишина, а потом обрушился шквал аплодисментов…
Д.М.: Классическую музыку одним интеллектом не возьмешь. Ее нужно брать кровью. Поэтому всякое бывает. Но за новые инструменты можете быть спокойны:  во время своих выступлений я постараюсь обращаться с ними бережно.
80% моего успеха - это заслуги моих родителей
nsk.aif.ru: Многие выдающиеся композиторы — Бетховен, Брамс, Моцарт и другие — воспитывались именно в музыкальных семьях. Как вы считаете, действительно ли, чтобы стать хорошим музыкантом, важно, чтобы первые уроки музыки давали именно родители?
Д.М.: Важнее, чтобы родители смогли вовремя увидеть таланты своего ребенка и направить их в правильное русло. Например, в моей жизни именно родители сыграли решающую роль в становлении меня как музыканта. Когда мне исполнилось пятнадцать, в самый разгар перестройки, они решили переехать из Иркутска в Москву, чтобы дать мне хорошее образование. Помню, как бабушка продала квартиру в Иркутске и втихаря вручила мне пятнадцать тысяч долларов, по тем временам сумасшедшие деньги, на которые мы тогда долго жили с родителями в Москве. В общем, моя семья — это целая «индустрия», которая приложила массу усилий, для того чтобы я смог раскрыть свои таланты в полной мере. Убежден, что 80% моего успеха — это заслуги моих родителей. 
nsk.aif.ru:  Денис, вы даете около 180 концертов в год, живете по графику, расписанному на несколько лет вперед, значительную часть времени проводите в самолетах. Как вам удается оставаться все время в  отличной форме?
Д.М.: Я уверен, что классическая музыка обладает даром излечивать. Мы с Владимиром Теодоровичем Спиваковым даже придумали такой термин, как «сценотерапия», которая полезна как для артистов, так и для зрителей. Сложно объяснить, что происходит в тот момент, когда со сцены передается энергетика великой музыки. Она лечит, заряжает, вдохновляет, и ты забываешь о перелетах, болезненных состояниях, бесконечном недосыпании. Причем она благотворно действует не только на артистов, но и на зрителей. Не зря же в Японии на мои концерты даже приводят инвалидов, чтобы они почувствовали всю силу классической музыки, взбодрились, зарядились оптимизмом.
nsk.aif.ru: Наверно, немалый вклад в преодоление усталости от напряженного графика вносит и ваша муза? Кстати, этот вопрос волнует сибирячек больше всего. Вы ведь не женаты
Д.М.:  Безусловно, творческий человек не может жить без музы. Она ему необходима, как вода в пустыне. Когда находишься в романтическом состоянии, ты окрылен, вдохновлен и играешь совершенно иначе. Я вспоминаю  многих артистов, с которыми мне довелось общаться и работать: Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Майя Плисецкая и Родион Щедрин, Владимир Спиваков со своей супругой Сати Зареновной, есть еще ряд примеров, которые говорят, что две большие индивидуальности могут создавать прекрасные союзы. Главное, не приносить себя в жертву ради другого человека. Скажем так: я не люблю гейш. И моя муза должна быть самостоятельным и самодостаточным человеком.
ДОСЬЕ
Денис Леонидович МАЦУЕВ – российский пианист и общественный деятель, народный артист России. Родился 11 июня 1975 года в Иркутске. Мама — преподаватель игры на фортепиано, отец —композитор, пианист. В 1990 году вместе с семьей переехал в Москву. В 1993 году поступил в консерваторию. В 23 года победил на международном конкурсе имени Чайковского. Его выступление вызвало огромный фурор во всем мире. Мацуев — президент фонда «Новые имена», руководит конкурсами «Звезды на Байкале» и Crescendo.

 

Смотрите также: