Новосибирск, 11 июня – АиФ-Новосибирск. Вчера горожане узнали о том, что инициативной группе новосибирские власти отказали в установлении мемориальной доски рок-музыканту Яне Дягилевой.
Многих, заинтересованных в этой теме и не очень, такое решение заставило задуматься – сейчас вопрос обсуждается интернет-сообществом очень активно.
Больше всего вопросов возникло в связи с формулировками, которые в качестве аргументов выдвинула комиссия мэрии по присвоению наименований внутригородским объектам и размещению объектов монументально-декоративного искусства. Среди них – утверждение о том, что деятельность музыканта носила «сугубо локальный, поколенческий характер».
С такой постановкой вопроса не согласны многие - и те, кто был на импровизированных квартирниках, и те, кто вырос на песнях, которые звучали из магнитофона. Высказались чиновники в контексте обсуждения вопроса и на тему ухода Яны из жизни: «есть информация, что она ушла из жизни добровольно».
Помимо того очевидного факта, что даже если Яна и покончила с собой - она далеко не первый поступивший подобным образом поэт, стоит отметить, что и реакция на её трагическую гибель в мае 1991 года говорит о популярности рок-музыканта Дягилевой.
Очевидцы вспоминают, что на похоронах и поминках было огромное количество людей, несколько сотен или, может быть, даже около тысячи. Приехали люди из Москвы, был, к примеру, очень популярный в то время музыкальный критик Олег Пшеничный. Да и в целом, конечно, почтить память Янки приехало много музыкантов, в том числе из других городов.
До сих пор могила Янки ухожена, сюда приезжают поклонники. Для них - и таблички-указатели.
«Я чувствую перед Янкой обязанность что-то сделать»
«Идея увековечить память Янки Дягилевой вынашивалась давно и не только нами. У меня она родилась в мае прошлого года, когда мы занимались организацией концерта памяти Александра Башлачева. Одна из участниц этого концерта поинтересовалась у меня – а где в нашем городе можно посмотреть что-то посвященное творчеству Янки Дягилевой. И я поняла, что в Новосибирске таких вещей попросту нет. Мне стало даже немного неловко, что в родном городе музыканта нет ничего подобного. Родилась идея установить мемориальную доску».
Организационными вопросами – какова процедура согласования подобных проектов, какие документы необходимы – инициативная группа поклонников творчества Янки Дягилевой начала заниматься в июне прошлого года. Жильцы дома по адресу Ядринцевская 61, где когда-то проживала семья Дягилевых, свое согласие дали «в память о музыканте», но попросили официальное разрешение муниципалитета.
Станислав Иванович, отец Яны, идею поддержал, принимал участие в выборе эскизов для будущей мемориальной доски. По всей видимости, пока что он не в курсе, что инициативу власти не поддержали…
Тогда как к предложению новосибирцев присоединились поклонники Янки Дягилевой из Белоруссии, Украины и Чехии. Как рассказала Наталья Грибач, последние собрали подписи и отправили это письмо с мэрию Новосибирска.
Опрос: | |
---|---|
На расчетном счете группы уже сейчас – около 42 тысяч рублей. Этих денег достаточно для непосредственного создания мемориальной доски. Вероятнее всего, этим продолжит заниматься украинский художник, разработавший эскиз.
В связи со всеми возникшими препятствиями у руководителей инициативной группы возникла мысль – а так уж ли необходимо официальное разрешение. Но в итоге пришли к выводу, что без него не обойтись. Поэтому решили продолжить общение с членами комиссии по наименованию.
«В любом случае все собранные деньги пойдут в дело – на что-то, посвященное памяти Янки», - говорит Наталья.
Пока что же активистам трудно понять некоторые формулировки представителей власти. К примеру, слова Николая Черепанова, начальника департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска: «Дом старый, его в перспективе снесут, построят новый. Что с доской в этом случае делать, неясно».
В качестве контраргумента Наталья Грибач приводит тот факт, что лично звонила в прошлом году в администрацию Центрального района, выясняла этот вопрос: «Мне сказали, что ближайшее время сноса точно не будет. Я просила озвучить какие-то сроки, на что мне ответили – вы не беспокойтесь, все будет нормально, потому что место «нелакомое» с точки зрения приобретения и застройки. И откуда у комиссии взялись такие сведения – я не понимаю».
Развернувшееся – в интернете и местных СМИ – обсуждение судьбы мемориальной доски в память о Янке Дягилевой имеет еще один аспект. Многие упоминают в связи с этим вопросом памятник музыканту Татьяне Снежиной, который недавно появился в Новосибирске. Мы попросили Наталью прокомментировать свое отношению к такому развитию событий. «Я ничего не имею против Татьяны Снежиной, и талант музыканта никто не ставит под сомнение, - высказала свое мнение Наталья Грибач. - Но если говорить о том, какое влияние тот или иной музыкант оказал на определенные слои общества, то я склоняюсь в сторону Янки Дягилевой. Многие поколения благодаря ей элементарно начали играть на гитаре и сочинять песни. Еще один факт: она оказала влияние на творчество таких людей, как исполнительница Алина Симон из Америки».
На вопрос – «а зачем, собственно, все это нужно – добиваться, согласовывать, бороться», - Наталья откровенно ответила: «Я чувствую перед Янкой Дягилевой обязанность что-то сделать. На меня, точно так же как на многих подростков, она оказала большое влияние. Я могу сказать, что Янка Дягилева является моей духовной матерью: если бы не она, какие-то вещи в жизни я не осознала бы до конца. В определенный период времени она мне очень помогла. До сих пор я чувствую, что Янка меня поддерживает…»
Мнения разделились
Закономерно возникает вопрос – а так ли принципиален для архитектурного облика города факт появления одной мемориальной доски одному из новосибирских музыкантов… Допустим, Александру Башлачеву в его родном Череповце мемориальную доску установили очень давно, сейчас поклонники решают вопрос о появлении памятника.
Музей города Новосибирска – в числе тех, кто инициативу новосибирских поклонников Дягилевой поддержал своей подписью.
Если Янка Дягилева – это бренд Новосибирска, ответьте мне на несколько вопросов. Какое влияние она оказала на рок-культуру в Новосибирске, кто сегодня, из известных музыкальных групп, исполняет ее песни? Если на эти вопросы есть аргументированный ответ, доказывающий, что Яна – яркий, самобытный музыкант, творчество которого актуально и сегодня, тогда честь и хвала. Давайте проверим это на фестивале ее памяти, давайте инициативные группы, которые тоскуют и радуются под ее песни, проведут на могиле музыканта субботник… Думаю, поклонникам творчества Яны Дягилевой есть куда применить свои таланты помимо решения вопроса с мемориальной доской.
Безусловно, Янка Дягилева – это явление в рок-музыке. Это признают рок-музыканты, общественные и молодежные деятели 1980-х годов. Если это выдающийся рок-музыкант, то возникает закономерный вопрос, - а нужна ли мемориальная доска. Если мы хотим увековечить память неординарного, самобытного и интересного человека, быть может, уместнее говорить о фестивале имени Янки Дягилевой? И это будет лучшим памятником. На что рассчитывают люди, думая, что молодежь пойдет читать мемориальные доски на домах, я не понимаю.
Мое предложение: давайте поинтересуемся экспертным мнением рок-музыкантов Москвы и Санкт-Петербурга – если они скажут, что Яна Дягилева имела влияние на рок-культуру не только Новосибирска, но и страны - хотя и нашего города вполне достаточно - я буду рада поддержать озвученные инициативы».
Редакция АиФ-Новосибирск обязательно будет следить за развитием событий.
Смотрите также:
- Мэрия Новосибирска отказала в установлении мемориальной доски Янке Дягилев →
- Память о Янке. Музыканты «вспомнили» Дягилеву рок-фестивалем →
- Главные причины читать «АиФ» (24.08.2011) →