День народного единства. Что мы отмечаем 4 ноября?

Александра Горбунова / АиФ

«Чтобы отстоять молодые умы и души, важно сохранить подлинную историю о Великой Отечественной войне», – считает Владислав Кокоулин, доктор исторических наук, доцент, преподаватель кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин НВВКУ и профессор кафедры истории России НГУ. Об этом и многом другом с учёным беседовал наш корреспондент.

   
   

Где праздник?

Дарья Мулова, «АиФ-Новосибирск»: – День народного единства, который отмечается 4 ноября, был введён 11 лет назад, но многие до сих пор не понимают, что мы празднуем. Почему так произошло?

Владислав Кокоулин: –Ввели эту праздничную дату для того, чтобы заменить 7 ноября. В этот день отмечали годовщину Октябрьской революции. В городах проходили демонстрации, люди выходили на массовые гуляния. Однако и эта дата не сразу стала праздничной. К событиям октября в 1917 году, например в Новониколаевске,отнеслись без интереса, восстание обсуждалось только в политических кругах. Как раз в то время начались перебои в поставках продуктов, и горожанезадавались вопросом, как прокормиться. Знаковой дата 7 ноября стала в 20-е годы, когда большевики начали создавать свои праздники и их традиции. В советское время в этот день люди выходили на улицы с транспарантами,портретами вождей,цветными шарами. Студентов НГУ, насколько я помню,не заставляли ходить на праздничные шествия, но нам было интересно прийти посмотреть, пообщаться, привлекала атмосфера праздника. После демонстрации все расходились по домам, за праздничные столы, отмечать с друзьями.

Владислав Кокоулин Фото: Из личного архива

У современного Дня народного единства нет традиций, не созданы его основные компоненты, и поэтому для многих это просто выходной. Люди, может быть, и хотят почувствовать атмосферу праздника, но не знают, куда идти, где отмечать. Многие и вовсе не понимают,почему именно эта дата стала выходным. Дело в том, что 22 октября 1612 года российский народ объединился, чтобы изгнать польских интервентов из страны. 4 ноября (по новому стилю) их выбили из Китай-города в Москве и они заняли Кремль. Ушли из него интервенты примерно через месяц. Поэтому называть 4 ноября точным днём изгнания поляков можно с натяжкой. Для того чтобы мы стали восприниматьэту датуне просто как выходной, можно использовать опыт большевиков – создать традиции, ритуал.

– Стоит ли забывать отменённый праздник 7 ноября? Ведь те события имели большое значение для Новосибирска, для нашей страны?

– Взрослое поколение помнит этот праздник. Октябрьская революция повлияла на развитие многих государств. Например, в Турции, в Китае, в колониальных странах Африки люди и сейчас знают и помнят об Октябрьской революции. Я учил студентов из Мозамбика, и они говорили, что своё национальное освобождение связывают именно с этой революцией. Конечно, историки постоянно ведут дискуссии, насколько удачной была попытка революционеров построить справедливое общество на принципах равенства и братства. Идея, конечно, была хорошая, но сталинизм, который строили в 30-е годы, многое извратил. История пошла так, что для некоторых граждан это стало семейной трагедией. Я общался с томичами–потомками репрессированных, которые говорили, что 7 ноября никогда не считали праздником.

   
   

– В Новосибирске после скандала с «Тангейзером», запрета «Монстрации» власти заговорили, что в городе пытаются устроить «оранжевую революцию». Возможно развитие такого сценария?

– Историки не могут делать точных прогнозов, мы опираемся на опыт прошлого и можем только предполагать. Но в активности горожан я не вижу ничего опасного. В Новосибирске жители всегда были неравнодушны к происходящему, ведь это не уездный городок. Одно время он был столицей Сибири, потом Западно-Сибирского края, в первые годы войны включал в себя Томскую и Кемеровскую области. Активность новосибирцев была всегда высокой и во время войны, и в перестройку. В городе много молодёжи, которая не равнодушна к происходящему и хочет выразить свою позицию, у неё много энергии.

Историю переписывают

– А знают ли современные школьники и студенты о событиях революционных лет? Какой у них уровень знания истории?

–Я веду уроки историиу студентов-негуманитариев и читаю спецкурс в физико-математической школе, и хочу отметить, что ребята интересуются прошлым страны. Особенно когда речь заходит о загадочных событиях, малоизученных или спорных фактах, они  оживляются, активно обсуждают. Студенты порой приходят с плохим знанием истории. Например, в моей практике был случай: парень почти «завалил» экзамен, и я попросил его назвать полководцев Великой Отечественной войны, чтобы вытянуть на тройку. Студент долго думал и неуверенно сказал: Георгий Победоносцев… Пришлось отправлять его изучать историю Великой Отечественной войны.

К сожалению, это трагичное событие постепенно уходит в прошлое. И для современных школьников оно уже воспринимается далёким, как война с Наполеоном. Ветеранов становится меньше, и многие из них уже в преклонном возрасте,им тяжело ходить в школы, рассказывать о тех страшных событиях войны.У школьников почти нет возможности поговорить со свидетелями тех событий.

Именно поэтому сейчас особенно важно, как преподносят историю нашей страны в школьных учебниках. Что бывает, когда переписывают историю и преподают в школах и вузах, можно наблюдать сегодня на Украине. Мы вместе с моими коллегами кандидатами философских наук Виктором Юрьевичем Балабушевичем и Анатолием Ивановичем Гурским провели анализ российских школьных учебников. Первое, что бросилось в глаза – это наличие различных мелких деталей, ненужных персонажей, в то время как о знаковых личностях, о полководцах Великой Отечественной почти не говорится. В некоторых учебниках позиции советской власти и фашистской Германии  представляются схожими, и школьнику, по сути, предлагается выбрать, чьяему ближе. Даже в современных фильмах о войне образ фашиста трансформируется, его показывают добрым, отзывчивым и человечным: то он конфетку подаст ребёнку, то женщине поможет. О массовых расстрелах и концлагерях почему-то умалчивается. Появляются дискуссии, во время которых некоторые эксперты высказывают странные мысли о равной ответственности СССР и Германии за развязывание войны. Она преподносится как вооружённое противоборство этих стран, как столкновение двух «тоталитарных систем», двух антидемократических идеологий. Порой и вовсе высказывается мысль, что народы СССР в равной степени ненавидели и Гитлера, и Сталина.Сейчас Великая Отечественная война находится в центре информационной войны. Чтобы победить в ней, отстоять молодые умы и души, очень важно сохранить подлинную историю.

– Стоит ли вводить единый учебник по истории, чтобы не было желания по-разному преподносить эти события?

– Думаю, что такая мера не поможет. Сейчас нужен не просто единый учебник, а учебник нового образца, своеобразный путеводитель, который должен отсылать школьников, студентов к текстам, к электронным источникам, где можно подробнее узнать о событии, посмотреть фотографии, картины и видео. Современный учебник должен помочь ученику в поиске более полнойинформации. А учитель и преподаватель должны помочь сделать исторически правильные выводы.