Возможность писать публично в Интернете приводит к тому, что всё большее число людей хотят научиться выражать свои мысли грамотно, считает филолог и один из организаторов «Тотального диктанта» Наталья Кошкарёва. С ней пообщался журналист «АиФ на Оби».
Зачем всем идеальная грамотность?
Светлана Нечитайло, журналист «АиФ на Оби»: Сейчас много говорится о том, что уровень грамотности падает. Дети больше времени проводят за компьютерными играми и в соцсетях, меньше читают художественные книги. Если посмотреть, как общаются между собой подростки в Интернете, можно найти много ошибок даже в словах.
– Каждый год количество желающих написать диктант увеличивается примерно в 1,5 раза. В этом году за парты сели 146 тысяч человек по всему миру. Это небывалый успех для образовательного проекта. С чем вы связываете такую популярность?
– Мне кажется, причин несколько. Во-первых, это искренность и задор, с которыми волонтёры по всему миру совершенно добровольно и бескорыстно организуют это мероприятие. Это исключительно молодёжная акция, и никто не даёт никаких указаний, когда проводить мероприятие, как именно всё организовать и т. д. Кроме того, родной язык во все времена является абсолютной ценностью для любого народа. И участие в Тотальном диктанте, наверное, выражает желание людей приобщиться к культурным ценностям, проявить таким образом свою любовь и интерес к нему.
С другой стороны, публичность, в том числе и в Интернете, требует опрятности и аккуратности. Как неприлично появляться на людях в мятой рубашке или в домашнем халате, так же неприлично допускать ошибки в речи, адресованной многим читателям.
Те, кто пишет Тотальный диктант и регулярно посещает курсы «Русский по пятницам» и консультации после проверки диктанта, демонстрируют очень высокие результаты. У нас есть участница, которая с нами с самого начала проекта. За это время она прошла путь от «тройки» до «четвёрки», и, наконец, в этом году стала «отличницей» Тотального диктанта. Такой высокий балл получает всего 1–2% от всех пишущих. Это профессиональный уровень владения письменной речью, на уровне компетентного филолога. Да, у неё это заняло 13 лет. Но многие проделывают этот путь и за более короткий срок. Главное – не сдаваться на полпути!
Какие ошибки?
– Вы много лет проверяете Тотальный диктант. Какие ошибки чаще всего допускают люди и с чем это связано?
– Нужно понимать, что «двойка» или «тройка» за Тотальный диктант не является показателем низкого уровня грамотности. Они означают только, что в тексте встретились примеры на незнакомые для писавшего правила. А плотность «ошибкоопасных мест» в диктанте, конечно, очень высокая. Более того, все тексты для проекта пишут современные авторы, язык которых существенно отличается от языка классической русской литературы 19 – начала 20 века, на основе которого были сформулированы школьные правила. Некоторые явления, которые существуют в современном языке, всё ещё не закреплены в существующих справочниках. Поэтому ошибки чаще всего случаются в таких проблемных местах. В то же время правила, которые хорошо отрабатывают в школе, оказываются самыми простыми для написания. Например, слово «искусство», которое встретилось в этом году, большинство написали правильно. Это говорит о том, что отработка правописания словарных слов, которые нужно запомнить, в школьном курсе русского языка поставлена хорошо. Больше ошибок связано с расстановкой знаков препинания, особенно тех, которые отражают смысловые нюансы.
– Если существующие правила так устарели, возможно, систему преподавания русского языка пора реформировать?
-Нет, реформировать ничего не надо. С введением ЕГЭ реформа уже произошла. Но на материале Тотального диктанта можно проанализировать «остаточные знания»: какие правила усвоены хорошо и не забываются с течением времени, а в каких количество ошибок нарастает. Язык – живая система, он постоянно развивается. Естественно, что охватить в рамках школьной программы всё его богатство и многообразие нельзя. Но мы можем выделить те моменты, в которых допускается большее количество ошибок, и проанализировать их причины (мало упражнений в учебнике, «неудачное время» для изучения правила – например, в самом конце учебного года, невнятные формулировки в справочниках и т. д.) В этом смысле, каждый, кто пишет Тотальный диктант, не только повышает уровень собственной грамотности, но и вносит большой вклад в развитие письменной культуры в целом.