Ирина Богушевская: «Превращаю события из своей жизни в песни-истории»

Новосибирск и Академгородок сыграли в жизни Ирины исключительно важную роль. © / предоставлено Кристиной Гугосьян

Добрый день, Ирина Александровна, мы являемся свидетелями потрясающе выстроенной программы - композиции, музыка, звук, само действо на сцене и конечно же Вы. Расскажите с чего все это началось? Как пришла идея и вдохновение для столь масштабной работы? Что послужило катализатором?

   
   

 – Во-первых, спасибо на добром слове! Но не уверена, что фраза «масштабная работа» — это про нас. И хочу кое-что уточнить, чтобы у нашей публики не возникло завышенных ожиданий: наша программа – это концерт живой музыки, это не шоу-программа с огромными экранами, балетом и пиротехникой.

Это две дюжины моих песен, которые я исполняю в сопровождении баса, барабанов, клавиш, гитары и кларнета. Да, это красивая и выстроенная программа, в которой со мной работают потрясающие, виртуозные музыканты, да, мы вместе уже много лет и понимаем друг друга с полуслова – и поэтому у нас на сцене возникает атмосфера любви, юмора и импровизации. Но суть нашей программы – не спецэффекты, а уникальные эмоции, которые дает только живая музыка и общение артиста с залом.

– Правда ли, что каждая песня пропущена через призму ваших переживаний, эмоций, через сердце?

–  Конечно, ведь я же автор всего своего репертуара! И можно сказать, всю жизнь занимаюсь песенным сторителлингом: превращаю в песни-истории те события своей жизни – или события из жизни друзей и близких мне людей — которые буквально переполняли меня чувствами. Моя песня «Рио-Рита», например, написана про семью моих бабушки и дедушки, которые безумно любили этот фокстрот. А «Шарманка-осень» - о моей собственной жизни, в которой долго повторялся один и тот же сюжет. В 2012 году сюжет кардинально изменился – поэтому и новые песни стали совершенно другими. В общем, эту программу можно было бы назвать «Было – стало».

– Какая песня из программы «В моей Вселенной» самая значимая именно для Вас? И почему?

– Пожалуй, именно «Рио-Рита» всегда вызывает совершенно особенный отклик, ее и слушают по-особенному. Но вообще, мне очень сложно взять и выделить в двухчасовой программе только одну-две вещи, так же, как трудно было сказать, кого из своих сыновей я люблю больше. Я отобрала для новосибирской программы самые значимые свои песни за последние двадцать лет, плюс очень хочется показать, что у нас нового. И ещё спеть самые любимые из чужих песен, которые я перевела на русский язык – «Аллилуйю» Леонарда Коэна, «Лунного сына» группы «Mecano»... В общем, моим песням пришлось пройти жесткий кастинг, чтобы приехать в Новосибирск.

   
   

– Вы много гастролируете, выделяете ли вы как-то Новосибирск среди других городов? У вас есть истории, связанные с нашим городом?

– Новосибирск и особенно Академгородок сыграли в моей жизни исключительно важную и очень особенную роль. Это родина потрясающих людей: Алексея Ситникова, который – с гордостью могу об этом сказать! – был моим Учителем и даже коучем, и благодаря которому я выбралась буквально из пропасти после автокатастрофы; Анны Пьянковой, моего первого директора; Тани Лазаревой, с которой мы дружим; Марианны Безносовой и Анастасии Близнюк, которая мне когда-то очень помогла... Огромная благодарность и любовь, вот что такое для меня Новосибирск!

– И последнее, какой совет Вы бы дали начинающим музыкантом Вашего направления? Как правильно определять аудиторию и с ней работать? Какие явные трудности ждут музыкантов в выбранном жанре?

– В английском языке есть прекрасный термин «Singer-songwriter» – то есть певец и автор песен, или ещё говорят «поэт-песенник». Боб Дилан, Джони Митчелл, Леонард Коэн – всё это сонграйтеры: те, для кого текст в песнях не менее важен, чем мелодия. Можно сказать, поющие поэты. Это признанный и респектабельный жанр, Боб Дилан как поэт-песенник получил Нобелевскую премию. В легендарном колледже Беркли можно получить диплом по этой специальности, там индустрия сонграйтинга не менее уважаема, чем поп-музыка, джаз, рок или рэп.

Если искать аналоги в России, то первым мне на ум приходит Александр Вертинский: он был первым, кто сам пел и сам писал себе весь репертуар. Окуджава, Галич, Высоцкий, Башлачев, Цой, БГ — при всей их непохожести, суть их творчества это прежде всего прекрасный, сильный текст плюс мелодия. Мелодия может быть сделана по любым лекалам, но в тексте обязательно есть и чувства, и смысл, и мастерство.

Я получаю об этом столько вопросов от публики и от СМИ, столько читаю и думаю на эту тему, что этим летом начала писать обо всём этом книгу!

Да, жанр этот непростой, потому что вся индустрия шоу-бизнеса заточена под мейнстрим, и быть непохожим на других рискованно и сложно. Мало кто знает, но в 1984 году Леонарда Коэна выгнали с лейбла «Columbia», когда он принес туда альбом, на котором была записана его легендарная «Halleluja»! Тогда продюсерам казалось, его сумрачные песни-молитвы никому не нужны. Но он все равно выбрал быть собой и платить за эту свободу высокую цену. Не каждый к этому готов.

Поэтому тем, кто только начинает, я бы очень советовала прежде всего быть честным самим с собой: когда ты пишешь, чего ты хочешь на самом деле? Выплеснуть свои мысли и чувства? Поделиться ими с кем-то? Прославиться и заработать все деньги мира? Это очень разные стратегии. А потом начинать действовать: слушать тех, кто тебе близок, пытаться понять, как устроены их песни, читать много стихов. И искать своё племя, свою поддерживающую среду, тех, кто не будет обрезать тебе крылья. И не сдаваться. Ведь это такое счастье – быть собой и делать то, что любишь!

Смотрите также: