«Человек получает то, что хочет получить. Я с детства хотел смотреть кино, этим и занимаюсь, ещё и получаю за это деньги», – говорит кинокритик Вадим Рутковский, который недавно посетил Новосибирск, представляя здесь фестиваль американского кино.
Сам себе критик
– Вадим, вы имеете большой опыт организации фестивалей. Кто играет ключевую роль при составлении программы для них?
– Есть фестивали разных форматов. Когда я делал свой фестиваль, то подбирал фильмы исходя из своих вкусов, своего внимания, логики, сопоставления этих фильмов, чтобы они рифмовались, перекликались. Национальные фестивали делаются немного по другому принципу. У нас, как правило, нет единоличного куратора, это коллективный труд, и его цель – показать разнообразное свежее кино, премьеры из разных жанров.
– Ваш фестиваль был посвящён американскому кино. А как вы относитесь к кинематографу США?
– С восхищением! Как к кино в принципе. С разными чувствами на самом деле. Но американское кино – это космос. Голливудское кино – не синоним американского кино. Есть студийная система, а есть огромное количество независимых фильмов, снятых исключительно на энтузиазме.
– А на каком уровне сегодня российские кино и сериалы?
– Я очень уважаю российское кино. У нас много замечательных актеров, которые всегда «держат осанку», несут свою профессию и компенсируют халтуру всех остальных участников процесса. А что касается сериалов, то их практически не смотрю. Это отдельный мир, и если в него погружаться, тогда на жизнь времени не хватит (улыбается). Меня утомляет в сериалах и мешает в них погружаться ощущение механической работы, некой рутины, которое возникает в любом, даже коротком сериале. В какой-то момент вижу схему, как манипулируют мной драматурги, и от этого становится скучно. Есть, как и в большом кино, разные примеры от совсем убогих вещей, которые делают без амбиций, лишь бы заполнить эфир, до достаточно качественных. То же самое могу сказать и о зарубежных сериалах.
Профессия мечты?
– Ну, тогда, наверное, есть любимые жанры?
– Не готов выбирать любимый жанр. У меня настроение – смотреть кино, и нет разницы какое. Это в чём-то даже трагедия – обычный человек едет в отпуск отдыхать от работы, а у меня отпуска как такового нет, потому что в это время еду на кинофестивали и там тоже смотрю по шесть фильмов в день. Но, к счастью, момент перенасыщения не наступает.
– В вашей биографии есть интересный факт – сначала вы окончили Воронежский мед-институт, а потом ушли в кинокритику. Почему вам были интересны такие полярные профессии?
– Кино я обожал смотреть с детства и мечтал быть режиссёром, но после школы решил, что у меня нет смелости поступать во ВГИК. Поэтому выбрал для себя профессию врача, пошёл по стопам бабушки и дедушки. После медакадемии решился поступить не на высшие режиссёрские курсы, а на киноведческий факультет во ВГИК. Но медицинское образование для меня – хорошая штука, потому что оно даёт системный взгляд на мир.
– Каково, на ваш взгляд, место кинокритика в современном кино? Например, раньше киновед обладал эксклюзивным знанием и к его мнению прислушивались, а сейчас каждый может получить любую информацию о том или ином фильме из Интернета…
– Честно, не знаю, влияют ли кинокритики в России на кинопроцесс или зрительскую посещаемость. Мне кажется, даже в самые золотые времена критический текст, опубликованный в газете или журнале, не влиял на аудиторию. Если вспомним кассовую статистику советских лент, то в лидеры выходили фильмы, которые тогдашняя критика презирала и ни во что не ставила. А сегодня и подавно человеку необязательно читать дипломированного критика – он прочтёт мнение своего товарища в соцсетях и сделает вывод. Мне нравится мысль моего коллеги Алексея Медведева, который утверждает, что сегодняшний кинокритик – это куратор, который придумывает фестивали и расширяет прокатное поле.
– У вас бывает так, что в день приходится просматривать сразу несколько фильмов. Нет ли наслоения от эмоций и впечатлений?
– Я удобно устроился в своей профессии и могу себе позволить выбирать, о чём писать. У меня нет обязательств рецензировать все фильмы. Задача критика – не хвалить или ругать кино, а анализировать его.
– Вы всегда досматриваете картины до конца, даже если они с середины показа становятся не интересны?
– Смотрю от и до, чтобы сложилось честное мнение о фильме. Существуют трейлеры и описание фильмов. Прочтя и посмотрев их, человек принимает решение – желает он идти на это кино или нет. А есть ещё и аналитика, которая не имеет утилитарного применения. Но в таком случае ознакомиться с описанием фильма тоже полезно, чтобы сопоставить свои впечатления после просмотра с чужими. А ещё некоторые российские продюсеры реагируют на критические тексты и анализируют свою работу в будущем с учётом этих
замечаний.
– Возникало ли желание изменить свою рецензию на фильм?
– Бывает, когда ты раскаиваешься в произнесённых или написанных сгоряча словах. Есть один из моих любимейших режиссёров – Сергей Соловьёв, который в 2000 году снял фильм «Нежный возраст», причём выход этой картины я очень ждал. Но после просмотра было какое-то ожесточённое отношение к нему. И вот я позволил себе написать короткую рецензию, где достаточно резко отозвался о фильме, а спустя несколько лет случайно его пересмотрел, и мне стало очень неловко за свои слова. С тех пор, прежде чем написать критику, стал взвешивать собственные ощущения. Некоторые режиссёры, конечно, обижаются на мои рецензии, но это не повод скрывать то, что думаешь.
– Предпочитаете смотреть фильмы в одиночестве или в компании?
– Я бы смотрел все фильмы в хорошем зале кинотеатра, где все люди настроены на просмотр. Причём шуршание от попкорна меня не раздражает. Не понимаю только случаев, когда люди в кинозалах не отрывают глаз от смартфонов. Это своего рода неуважение к киноискусству.
Досье
Вадим Рутковский.
Родился в 1974 году в Воронеже.
Изучал медицину в Воронежской медицинской академии
им. Н. Н. Бурденко и кинематографию на сценарно-киноведческом факультете ВГИКа. Курировал фестиваль голландского кино «Оранжевые дни» и первый в Москве фестиваль американского независимого кино «Индивид».
Смотрите также:
- Режиссер Андрей Звягинцев посоветовал выключать почаще телевизор и просто жить →
- Андрей Звягинцев: «Нелюбовь» - это не фильм про русских. Он про людей» →
- Творить в удовольствие: как снять хорошее кино за небольшие деньги →