Корреспондент «АиФ-Новосибирск» пообщался со свободной художницей, участницей региональных выставок Анастасией Отришко из Новосибирска о вседозволенности изобразительного искусства, работе художников в Новосибирске, вдохновении и творческих семьях.
В поисках музы
Анастасия Медведева, «АиФ-Новосибирск»: Сегодня вы – востребованный художник. Ваши работы пользуются большим спросом и на Родине, и за рубежом. Есть ли, по-вашему, идеальная формула успеха для творческого человека?
Анастасия Отришко: Если рассматривать наш город, то на самом деле у нас много талантливых людей, но художнику здесь непросто. Искусство в Сибири начали развивать, но пока это всё только на стадии зарождения. Поэтому до сих пор многие таланты пишут «в стол» потому, что им сложно себя реализовать. Они зачастую люди закрытые, некоммуникабельные – живут в своих мирках и мечтают о выставках. А ведь каждый художник в глубине души желает признания, стремится, чтобы его понимали и ценили. Именно поэтому молодым художникам нужно больше общаться с людьми, налаживать внешние контакты, искать поддержку у ценителей искусства, у государства и представителей бизнес-структур.
– А легко ли быть художником в наше время?
– К примеру, в советское время люди творческих профессий были вынуждены ограничивать себя из-за цензуры. А сейчас всё допустимо, всё можно. На каждый вид искусства и его проявление находится ценитель. Современные люди не боятся никаких экспериментов в искусстве, и это здорово.
– Вы пишете картины не только для выставок, но и на заказ. Есть ли какие-то работы, которые пользуются особой популярностью?
– Я даже больше скажу – у каждого художника есть так называемые «горячие пирожки». Это работы, которые даже в самые неудачные времена обеспечат творцу еду на столе и средства на первостепенные расходы. Например, великий русский художник-пейзажист Алексей Саврасов около 20 раз написал картину «Грачи» в разных её вариациях, а сам Рафаэль около 40 раз продавал портрет своей супруги. Распространённый этюд в моём творчестве – морские пейзажи. В последнее время открыла для себя новое, смелое и даже скандальное направление – стиль ню и автопортреты.
Я всегда думаю о том, кто мой заказчик, стараюсь побывать в его доме, чтобы работа гармонично вписалась в интерьер. И пока, к счастью, ни разу не было, чтобы в итоге заказчик оставался недовольным.
– Каждый творческий человек черпает вдохновение из своих источников. А в чём находите его вы?
– У меня не бывает творческого кризиса, я убеждена, что если сегодня нет вдохновения, завтра оно обязательно появится. Думаю, художник должен стараться быть открытым, чаще улыбаться, напитываться из окружающего мира эмоциями. Через какое-то время вся эта буря чувств и ощущений обязательно выливается в картины.
Также для успешного процесса художнику нужны любовь, забота и спокойствие. В обидах, горестях и стрессах сложно работать. Сильный заряд энергии также даёт родная земля. Например, я родилась в Алтайском крае и эти края дороги мне. Возможно, в будущем я вернусь к истокам, буду жить в горах отшельником и заниматься любимым делом.
А ещё поводом для вдохновения может послужить знакомство с интересной личностью, а самая лучшая мотивация – персональная выставка другого художника.
– То есть художники не умеют и не хотят ладить между собой?
– Дело не в этом. Художники общаются на выставках, оценивают работы друг друга, но редко становятся друзьями. И это, мне кажется, правильно. Считаю, что художник на художника может повлиять только негативно в попытках навязать ему свои взгляды и вкусы. Вот дружить с поэтами, музыкантами и другими творческими личностями живописцам полезно. Благодаря такому симбиозу можно получить колоссальный заряд эмоций и ощущений.
– Кто из художников-классиков вдохновляет вас?
– Когда формировался мой стиль, мне очень нравился гениальный Айвазовский за прозрачность, контрасты и игру света в его работах. При этом я никогда не стремилась ему подражать, всегда выбирала свой путь. Например, люблю изображать окружающий меня мир, но с нестандартных ракурсов, замечаю малоприметные детали. Могу даже остановиться посреди улицы и замереть, увидев что-то необычное в банальных вещах.
Творчество на чердаке
– Расскажите, как вы поняли, что хотите стать художником?
– Я не выбирала для себя такую судьбу, а профессия выбрала меня с детства. Я рисую с 5 лет, при этом в отличие от многих сразу начала с холста и масла. По отцовской линии у нас в семье 4 поколения художников. Например, мой дедушка Василий Константинович был иконописцем, расписывал храмы, и дома у нас было много его личных работ. Поэтому я с ранних лет жила в этой атмосфере, пропитывалась ею. Дедушка, перед тем как творить, брал меня к себе на руки, застёгивал в рубахе, и я выглядывала оттуда как сверчок, нюхала краски, следила за процессом. Так я начала понемногу рисовать, а бабушка с дедушкой всячески поддерживали во мне этот талант, восхищались работами.
– Как вы считаете, возможно ли создать крепкую семью двум творческим личностям?
– Буду честной: на мой взгляд, в семье творческим человеком должен быть кто-то один. Например, мой дед был художником, а бабушка была его женой. Она всегда восхищалась его работами, не беспокоила, пока он творил. Художнику по-настоящему важно, чтобы рядом был близкий человек, который всегда поддержит. Иначе творческая личность слабеет и теряет интерес ко всему.
Смотрите также:
- Поэзия для души.В Новосибирске пройдет вечер поэтессы Екатерины Хлебниковой →
- Счастье, если воплощаются мечты. Бьюти-стилист о своей работе →
- Омский левша удивляет мир уже 30 лет →