По следам Заратустры: сибиряк коллекционирует артефакты Древнего Востока

Изюминка коллекции - бюст сасанидского царя. © / Елена Иванова / АиФ

Новосибирец  Даниил НАУМОВ больше 20 лет коллекционирует артефакты Древнего Востока. Сейчас в его коллекции – больше 100 предметов. В прошлом году Даниил впервые показал раритеты широкой публике в одном из музеев Томска. Теперь его выставка открылась в новосибирском краеведческом музее. Журналист «АиФ на Оби» пообщалась с коллекционером.

   
   

Разрушители памятников

Увлечение восточной культурой началось у Даниила с того момента, когда его – инженера-авиатора – направили работать в Иран, обеспечивать в местном аэропорту безопасность российских авиарейсов. Даниил влюбился в эту страну, в ее историю, которую теперь скрупулезно изучает по сохранившимся артефактам, по древним рукописным книгам, заполненным замысловатой арабской вязью.

Одним из первых и, пожалуй, наиболее ценными экспонатом коллекции стал бюст сасанидского царя, найденный на раскопках, а затем приобретенный коллекционером. «Династия Сасанидов правила в Персии (древнее название Ирана) в III-IV веках. Это была последняя династия доисламского периода. До ислама господствующей религией на этой территории был зороастризм», - историю Древнего Востока Даниил Наумов знает в совершенстве.

Коллекционер с интересом рассказывает о Древнем Востоке. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Оттуда, из древности, он проводит параллели с сегодняшним днем, вспоминая известного астролога Павла Глобу, который «по совместительству» возглавляет зороастрийскую общину в Москве. «Жизнь в те времена была красивая, богатая  и высокоинтеллектуальная. Многие современные знания дошли до нас еще из тех времен», - в качестве примера наш собеседник  приводит астрологию, зародившуюся как раз тогда, во времена зороастризма. Многие откровения своих пращуров, человечество, к сожалению, безвозвратно утратило.

Древние персы ткали великолепные ковры, изготавливали красивейшую посуду из серебра и золота, писали книги, каждая из которых – произведение искусства. Самый древний персидский ковер – ему больше трех тысячи лет – нашли на Алтае. Сейчас он хранится в Эрмитаже. Судя по состоянию этого артефакта, использовали его не на земляном полу в юртах, а в гораздо более комфортных условиях. Например, во дворце.

Рукописные книги - настоящая находка. Фото: АиФ/ Елена Иванова

В коллекции Даниила Наумова есть древняя рукописная книга «Шахнаме». Ей 400 лет, но бумага до сих пор эластичная, а краски яркие. Создание книг  было искусством – очень сложным и очень почитаемым. Письменные принадлежности приравнивались к фамильным драгоценностям – их хранили так же бережно и передавали по наследству. Колондан – по-современному, пенал – расписывали замысловатым узором. Это была статусная вещь. Чем богаче украшен колондан – тем выше статус его владельца. «Я увеличивал рисунок до клеточного уровня, но так и не смог различить мазки кистью  - настолько тонко выполнена работа», - делится Даниил Наумов.

   
   

Золотой булат

В V веке в Персию пришли воины ислама. Огнем и мечом они начали насаждать свою религию. Практически все памятники доисламской культуры были уничтожены. Поэтому, историю Восточной Азии мы изучаем в основном по истории оружия. У приверженцев ислама, в отличие от наших предков-язычников, не было традиции хоронить предметы вместе с их умершим хозяином. Поэтому персидские сабли – шамшир и тальвар, кинжалы – катары и карты – не только дошли до наших дней, но даже, как утверждает Даниил, сохранили энергетику того времени.

Древние мечи воинов. Фото: АиФ/ Елена Иванова

В коллекции Наумова есть уникальные экспонаты – изделия очень знаменитого средневекового мастера Асадуллы из Асмахана. Он делал свое оружие из булата. Булатная сталь в изготовлении дороже знаменитой на весь мир дамасской. А в средние века булат стоил намного дороже золота. Клинки из булата предназначались для пробивания доспехов противника. Отсюда и особое строение рукоятей катаров – тычковых кинжалов, соединяющих свойства ножа и кастета одновременно.

У одного из катаров работы Асадуллы можно различить поперечные полосы на клинке. Коллекционер объясняет, что это – своеобразные «ребра жесткости», их называли «ступени к пророку».

Если боевое оружие исламских воинов отличалось простотой и надежностью, то парадное было сродни произведениям искусства. «Ни одна современная ювелирная фирма не сможет сделать копию рукояти с золотой инкрустацией, поскольку это – от начала до конца ручная работа, - говорит Наумов.

Примечательно, что рукоятки для боевых катаров восточные мастера делали из бивня ископаемого моржа, который доставлялся на Восток из Сибири. А стволы турецких пистолетов – такой экземпляр тоже есть в коллекции – сделаны на Тульском оружейном заводе.

Дикие кочевники не могли создать такие изящные работы. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Экспонаты из коллекции Даниила Наумова побуждают подвергать сомнению факты из школьных учебников о том, что в средние века территорию Азии населяли дикие кочевники. Во всяком случае, уровень искусств и ремесел был у них очень высок, а экономические  связи с другими регионами, в том числе с Сибирью – обширные. Чуйский тракт (ныне – федеральная трасса М-52), который топтали еще полчища гуннов - тому подтверждение.

Смотрите также: