Трое жителей Москвы, Люся, Павел и Эдуард, в ночь с 1 на 2 июля отправились в эко-пробег на моноколёсах из столицы России до Байкала. По словам команды, такие расстояния на этом виде транспорта не преодолевал ещё никто в мире. Моноколёсница Люся рассказала nsk.aif.ru где лучше всего заряжаться, почему опасен «продав», как отдохнуть от фур и что ей не понравилось в Новосибирске.
«Мы — первопроходцы»
«Непонятно, где мы сможем остановиться, а где не сможем, как мы проедем, какая будет дорога, сколько будет машин, какую мы скорость сможем держать и какая будет погода. Так же неясно, как долго будут себя хорошо чувствовать три человека, которые едут довольно экстремальным способом передвижения. Поэтому мы не строили маршрут. Но опыт путешествия на моноколёсах у нас есть — мы с Пашей ездили в Крым в прошлом году», — рассказывает Люся.
В её команде у каждого своя роль: сама женщина отвечает за «связи с общественностью», Эдуард, инженер по профессии, следит за состоянием моноколёс и снимает видео на экшн-камеру, а Павел, которого они в шутку называю «капитан», мониторит карту местности и определяет маршрут. В среднем моноколёсники проезжают в день около 200 километров.
«Бывают у нас и дни, когда проезжаем 250 и даже 270. Это зависит от качества дорожного покрытия. Иногда мы едем по велосипедным маршрутам, потому что ехать на трассе за фурами утомительно и нервно. Когда нам хочется немного побыть на природе и куда-то съехать, прокатиться через какие-то деревеньки и почувствовать себя поуютнее, мы съезжаем с дороги. Соответственно, скорость ниже, потому что в сельской местности, как правило, грунтовое покрытие. Поэтому, если объезд трассы слишком большой, мы отказываемся от этого варианта», — объясняет Люся.
Максимальная скорость моноколеса — около 80 км/ч, однако чем слабее заряд, тем медленнее они едут. Люся подчеркивает, что критически низкий заряд допускать ни в коем случае нельзя, поскольку это может обернуться падением.
«Есть опасность так называемого продава — когда батареи не успевают подать достаточное количество энергии на мотор и он просто выключается. Поскольку в моноколесе нет никаких механических тормозов, просто рекуперация — когда назад отклоняешься и оно останавливается — при "продаве" райдер однозначно падает. Нет никаких способов уйти от падения. Поэтому, как только заряд снижается, скорость надо держать низкой», — поясняет девушка.
«Вау, мы таких вообще не видели»
Раньше у моноколёсников возникали некоторые проблемы с грузовым транспортом. Но сейчас им без проблем удаётся ездить по трассам на больших скоростях: москвичи нашли общий язык с дальнобойщиками, а для многих из них даже стали объектом восхищения.
«Пару раз нас притирали фуры, когда близко к нам проезжали, но в целом дальнобойщики уже о нас знают, передают о нас по рации друг другу. В придорожных кафешках, где мы обедаем и заряжаем моноколёса, они нами очень интересуются, просят сфотографироваться, говорят: "Вау, мы таких вообще не видели". Я отвечаю: "Конечно, не видели, так никто не путешествовал". По сути, это мировой рекорд: в мире такого еще никто не делал, чтобы на такое расстояние отправиться на моноколёсах в путешествие», — рассказывает Люся.
Чтобы доехать до Байкала без проблем с пропитанием и жильём, каждый член команды взял в дорогу 150 000 рублей. Обратно ребята планируют возвращаться на поезде.
«Этих денег нам должно хватить. Мы не бомжуем, стараемся выбирать места со средними ценами, питаемся в кафе на трассе. В день мы тратим 3 000 на троих», — говорит Люся.
Трещина и спа
Хотя ездить на моноколёсах по трассе рискованно, за время своего путешествия москвичи ни разу не попадали в ДТП. Однако в 10 километрах от Новосибирска небольшой инцидент всё-таки произошёл.
«Эдик налетел на рельсы на приличной скорости и помял обод. Мы не знали, были там трещины или нет, но ехать уже было нельзя — в любой момент аппарат может заклинить и человек упадёт. До города мы доехали на очень маленькой скорости. У нас уже был на связи местный моноколёсник Сергей, у которого есть свой гараж, ремонтное оборудование и аргонная сварка. Он помог нам заварить обод — при ремонте выяснилось, там действительно была трещина, и довольно большая», — рассказывает о происшествии Люся.
Новосибирск — уже не первый миллионник на пути моноколёсников. Команда не просто использует города в качестве перевалочных пунктов, а старается погрузиться в их жизнь — осматривает местные достопримечательности, ходит на экскурсии в музеи. Байкерам, отмечает Люся, проникнуться новым городом на своём пути гораздо сложнее.
«В городах обычно мы полагаемся на помощь местных любителей электротранспорта. Поскольку информация о нашем путешествии передается из уст в уста, комьюнити у нас довольно активное. Кроме того, поскольку мы ездим медленнее мотоциклистов, мы успеваем понаблюдать за всем — они едут выше 100 километров в час и вряд ли видят что-то кроме дороги и едущих впереди машин», — сравнивает девушка.
Как и в других крупных городах, важной частью визита в Новосибирск для Люси и её спутников стал поход на массаж и в спа-салон. После долгой езды на моноколесе, рассказывает она, устают и забиваются мышцы ног, поэтому райдерам необходимы расслабляющие процедуры.
Далеко не всё в Новосибирске понравилось моноколёсникам: «Асфальт, особенно тротуары, просто ужасен. Дальше за Новосибом тоже самое в городах, даже хуже бывает — сказывается климат». Однако в целом, уверяет Люся, столица Сибири оставила приятные впечатления.
«Планируем вернуться и от Новосибирска поехать на Алтай», — делится планами девушка.