Мира Деревня расположена в 7 км от Новосибирска в Мошковском районе. Здесь нет высоких заборов, подвыпивших компаний, здесь не курят, по улицам не носятся автомобили и не бродят коровы. Это место не похоже на классическую деревню. Не похоже оно и на лощеные коттеджные поселки. Оно — другое.
Меня зацепила местная атмосфера. В течение нескольких часов я забыла о городе, суете, планах и перевыполнении планов. Здесь словно за гранью привычного времени: спокойствие, умиротворение. Такое ощущение можно поймать, гуляя по лесу, далеко за городом. Красивые, аккуратные домики на территории — часть общего пространства. Они не нарушают гармонию, а поддерживают ее.
О том, кто выбирает такую жизнь и почему, мы побеседовали с руководителем проекта Антоном Комичевым.
«Мы не попадаем под стандартные критерии загородного жилья»
— Антон, расскажите о проекте: чем ваша деревня отличается от других поселений?
— У каждого человека есть свои критерии выбора загородного жилья. И есть стандартный набор таких критериев, под которые наша деревня никак не подходит. Главное её отличие от любого другого проекта — это люди, которые здесь живут и которые хотят здесь жить. Чтобы понять отличие Миры, нужно просто побыть здесь на выходных или остаться на недельку. Тогда все встанет на свои места.
Наше отличие — в цели, к которой мы идем. И идем мы к этой цели через людей, которые здесь живут. Большинство наших жителей — это кладезь каких-то знаний и талантов. Кто-то педагог по йоге, кто-то пекарь, программист, музыкант, шеф-инструктор по единоборствам, психолог, педагог по танцам, пластике… Благодаря этим людям, у нас сформировалось внутреннее расписание занятий, которые они ведут, и на которые ходят жители Миры. Сформировалась куча занятий и для взрослых, и для детей.
Люди делятся своими навыками, и в этой среде проще найти себя, найти то, чем тебе хочется заниматься. Это одна из частей такого особого формата жизни, который помогает раскрыть себя, найти и открыть в себе новый талант. Или включиться в деятельность, которой давно хотел заняться, но никак не получалось.
Здесь есть поддержка и взаимопомощь. Возьмем, к примеру, питание. Кто-то уже глубоко изучает вопрос здорового питания, является его приверженцем, а кто-то только делает первые шаги в эту сторону. И те, кто начинает, может все свои вопросы задать знающим людям, получить дельные советы и поддержку.
Деревня, как пространство, как проект, поддерживает разные инициативы. Мы помогаем участием и освещением.
Кто устанавливает правила и следит за порядком
— В поселке наверняка есть определенные правила проживания?
— Внутренние правила нашего поселка трансформированы больше в сторону здоровья, спокойствия, это:
- запрет на алкоголь;
- запрет на табак;
- запрет на крупных бойцовых собак;
- на определенный шум в определенные часы.
— Эти правила поддерживаются внутренней осознанностью людей или администрации приходилось вмешиваться для наведения порядка?
— Если человек в чем-то провинился (что если и случается, то крайне редко), об этом знают все. Это значит, что он сам откровенно не поддерживает решение всех остальных людей деревни. Ведь правила согласовываются со всеми — это не рамки, навязанные и спущенные сверху администрацией. Это сознательное решение всех жителей, мы обсуждаем эти правила на регулярных встречах. Правила трансформируются, дополняются, чтобы жизнь в деревне становилась комфортнее, спокойнее, интереснее, лучше.
Так вот, если человек нарушил эти правила — получается, что он нарушил решение коллектива. В этом и есть основной позор и порицание. Ситуации бывают разные. Но жизнь у нас базируется в основном на внутренней ответственности людей, которые поддерживают внутренние правила по своей воле и желанию. Потому что они понимают, что эти правила созданы ими и для них же.
Мы действуем в формате взаимного уважения и внимания друг к другу. Не администрация ходит с плеткой, а каждый смотрит за каждым, помогает и поддерживает.
Главная ценность — семья
— Какие люди здесь живут?
— Основной пласт жителей — молодые люди с детьми дошкольного возраста или начальной школы. И есть вторая крупная категория: это взрослые люди, у которых уже взрослые дети, которые живут отдельно. Люди здесь очень семейные, для которых семья — это важнейшая ценность. Они много времени проводят со своей семьей (это видно в том, как они гуляют на улице, играют, как делят обязанности между мамой и папой в уходе за детьми). И взрослые люди, которые покупают здесь дом, делают его не под себя, а под семью: чтобы к ним приезжали дети и внуки. Для нас всех здесь ценность семьи очень важна.
— А где работают жители?
— У нас до 80% жителей живут здесь, а работают в городе. Аутсорсеров, фрилансеров не так много. От деревни до города добираются на своих машинах. Но если кому-то срочно нужно добраться до города, он может скооперироваться с другими жителями по внутреннему чату. Подбросить соседа до площади Калинина или забрать из города — для нас обычное дело.
Мы работаем над вопросом организации общественного транспорта. Уже все для этого сделали, ждем комиссию, которая примет остановку. Тогда автобус, который ходит по трассе, будет заезжать и к нам.
— У вас много семей с маленькими ребятишками. Поступали запросы о будущем обучении детей?
— Конечно, это важная часть нашего проекта. Для детей дошкольного возраста мы проектируем пространство, которое будет не классическим детским садом, а развивающим центром. В нем будут важные элементы развития, педагоги, различные занятия. В следующем году мы начинаем проектирование начальной школы. Это все уже заложено в перспективу развития деревни. У нас есть и территория общей площадью 250 га, и возможности все это на ней реализовать. Школу мы не запустили раньше только потому, что еще недостаточно жителей (школа рассчитана на 360 детей).
Как понять, подойдет ли тебе такая жизнь
— А как прочувствовать — твое это или не твое? Подойдет ли тебе такая жизнь?
— Как минимум, здесь три варианта:
- Арендовать дом. Сразу уточню: чтобы не нарушать спокойствия наших жителей, аренду мы предлагаем брать от месяца. Из тех, кто брал у нас жилье в аренду, положительное решение о покупке жилья приняли 90% человек.
- Участвовать в местной жизни. Все события и занятия нашей деревни создаются в открытом формате, и жители об этом знают. Когда у нас что-то проводится, то часто 50 на 50 это жители деревни и те, кто приехал сюда (друзья, знакомые или просто случайные люди, которые узнали о событии и хотят в нем поучаствовать). Это хорошая возможность побыть в местной атмосфере, пообщаться с жителями, с администрацией, увидеть, ощутить, прочувствовать, как здесь живут.
- Более узкий формат — определенные программы. Например, ретриты, которые проводит наш основатель Андрей Алексеев. Это серия практик для души и тела, занятий от одного до трех дней, где можно понять нашу философию, цель, путь, куда мы идем.
Для тех, кто решился, у нас есть готовое жилье на продажу. Есть в продаже участки, есть аккредитованные строительные компании, которые могут построить вам дом в любой технологии. Или можно принести собственный проект, чтобы вам построили тот дом, который вы хотите (после согласования с администрацией).
Скажи мне, что ты ешь
— Жители у вас заботятся о своем здоровье, питании. Скажите, а новички не чувствуют себя белыми воронами среди «продвинутых», они не сталкиваются с осуждением или надменностью?
— Люди все разные, но видно одно: те люди, которые действительно делают это для себя, для своей семьи, а не на показ — они очень доброжелательны к тем, кто делает хоть один шаг в эту сторону. Они рады помочь, поддержать и подсказать. Они уже ощутили на себе этот положительный эффект и готовы поделиться своими знаниями с другими. Ведь даже если вы не меняете кардинально пищевые привычки, а пользуетесь лишь парой правил, вы почувствуете изменения в лучшую сторону.
Вообще, то, что связано с едой — очень увлекательно. Как продукты сочетаются друг с другом, какое влияние они на вас оказывают — в обычной жизни мы не задумываемся об этом. Но такие знания помогают менять наше здоровье в лучшую сторону. Приведу пример: к тем, кто жил у нас на аренде, приезжали гости. Хозяева на своей территории жарили на решетке кабачки, помидоры, сыр тофу и рассказывали гостям, как это правильно делать. Мы проходили мимо и слышали эти удивленные голоса: « Как же вкусно! А я и не знал, что кабачки на огне могут быть такими вкусными…»
У нас стартовал проект внутренней закупки, который зародился по инициативе одной семьи. Они очень ответственно подходят к питанию, к тому, что едят сами и чем кормят своих детей. Они подобрали ряд поставщиков, фермеров, которые правильно подходят к вопросам подготовки продуктов: без химии, консервантов и лишних воздействий. Они начинали это делать для себя, а теперь делятся этим с остальными жителями. И в перспективе на этом мы планируем запустить Мира-маркет, где можно будет купить все эти полезные, правильные продукты. У нас есть «Мира Огород» — теплица, где летом выращивали экологически чистые овощи и зелень. Мы планируем расширить этот проект, запустить больше теплиц и выйти на открытый грунт.
— А если человек еще не «дозрел» до здорового питания, будет осуждение со стороны жителей?
— Мы лишь говорим о том, что такой образ питания положительно влияет на человека. А примите вы эту информацию, будете ли ею пользоваться — это ваше решение и ваше право. Но на уровне правил нашей деревни есть такой нюанс: все общественные события и внешние проявления еды у нас только на уровне здорового питания.
Кто здесь остается
— То, что выбивается из рамок, нередко принимается обществом с подозрением. Есть негатив в вашу сторону, непонимание ваших целей?
— Да, такое случается. Снаружи о нас могут говорить, что угодно. Возможный негатив в нашу сторону — это естественный процесс. Значит, такие люди просто не готовы к изменениям, к принятию новой информации, к внутреннему развитию. Это не плохо и не хорошо. Это просто означает, что еще не пришло их время. Как человек понимает мир вокруг себя, развитие своей семьи, развитие себя, как личности, свой внутренний мир — туда лезть категорически нельзя. Ни при каком раскладе. Мы со своей командой ни в коем случае никогда туда не вторгаемся, не осуждаем и не навязываем свое мнение. К нам не едут все подряд. К нам едут те, кто понимает, за чем он едет. Они понимают особенности такого уклада жизни и принимают наши правила.
Те, кому важны критерии: классный лес, классный большой водоем, близость к городу, куча инфраструктуры, все благоустроенное и за недорогую цену — мы им не подходим.
Почему к нам едут? Потому что в понимании таких людей важны другие ценности:
- У нас безопасно. Дети бегают по улицам, и мы за них не боимся. Они убегают на соседние улицы, и мы знаем, что там за ними присмотрят. Если они пойдут в гости к своим приятелям — их там накормят. А мы накормим ту ораву детей, которую приведут в наш дом мои дети. Жители по поселку на машинах не гоняют, они крадутся по улицам. Поэтому, детям здесь действительно безопасно.
- У нас приятно и спокойно. Все соседи адекватные: ты идешь по улице и не увидишь пьяного, не увидишь курящего человека, ругающегося матом.
- Тебе не скучно и есть чем заняться. Есть с кем пообщаться по интересам, ребята объединяются в группы, компании. Один поставил себе баню — к нему ходят в баню попариться и пообщаться местные мужики, для женщин есть женский день, когда они женским кругом ходят в баню, общаются. К нам заехал жить Денис Вербицкий — президент клуба единоборств «РОСТ», он организовал здесь детский досуг, комплекс спортивных занятий. А если человек хочет привнести в жизнь деревни что-то свое, он понимает, что его примут, выслушают, помогут проявить себя. Например, одна наша жительница — дизайнер по профессии. И тут выяснилось, что она всегда мечтала печь хлеб. Так вот сейчас она печет изумительный хлеб, который мы все здесь покупаем.
А приезжая в классический коттеджный поселок ты понимаешь, что там могут быть собаки, детей там вы одних не отпустите, потому что боитесь за них. Там огромные заборы, за которыми прячутся ваши соседи, и что там происходит — не понятно. Где-то периодически проходят шумные гулянки... И ты попадаешь в эту круговерть: строишь высокий забор, отгораживаешься от возможных проблем, и теряешь весь первоначальный смысл жизни вне города. У нас практически ни у кого нет заборов, пока нам не от чего ограждаться.
Первые жители заехали сюда 1 октября 2017 года. Я заехал несколькими месяцами позже. Здесь работаю и живу, потому что я вижу, что моя деятельность направлена, в первую очередь, на пользу.
Все, о чем я говорю, сложно объяснить, это нужно прочувствовать, побыв здесь. Летом здесь носятся толпы детей, зимой они купаются в сугробах, строят снежные дома и горки. На центральной поляне летом жгли костер, играла живая музыка. Здесь нет никаких проблем собрать вместе взрослых и детей в любой момент. У нас появилась традиция субботнего кофепития. Это такое особое тепло и радость, когда ты никуда не торопишься, пьешь кофе и общаешься с людьми, близкими тебе по духу.
Как появилась деревня
Создатель деревни Андрей Алексеев в своей книге «Путь к себе» написал: «В основе проекта лежит всё та же идея: «создай пространство для других». По сути, Деревня Мира — это новая модель жизни в пригороде для людей, которые живут здоровой жизнью, развиваются, им важны свобода, уважение и чистота… Так мы воплощаем в жизни модель современного партнерства, где у каждого есть возможность создать свой образ жизни, выбрать по душе всё, вплоть до того, кто будет жить рядом, какие люди станут соседями. Хочешь идти быстро — иди один. Хочешь идти далеко — иди вместе».