На вопросы читателей «АиФ на Оби» ответил Ярослав ФРОЛОВ, заместитель министра здравоохранения Новосибирской области.
Корреспондент «АиФ на Оби» Дарья Мулова: От читателей мы постоянно получаем вопросы. Многих волнует проблема объединения поликлиник. Как это отразится на доступности врачей?
Ярослав Фролов: Вокруг объединения поликлиник возникли слухи из-за того, что многие не знают, по какой схеме будет происходить реорганизация. В обществе создалось мнение, что мы закроем поликлиники и вместо двух будет работать одна. Но цель объединения – сконцентрировать денежные и технические ресурсы. Экономисты просчитали, что в современных условиях будут самодостаточны в финансовом плане те поликлиники, к которым прикреплено не менее 70 тысяч человек. В Новосибирске и в области есть такие, к которым относится менее 30 тысяч человек населения. Когда мы разрабатывали модель объединения, мы думали о том, чтобы сохранить доступность и качество медицинской помощи. Никто не собирается закрывать действующие поликлиники и сокращать врачей. Например, в Заельцовском районе уже прошли общественные слушанья по объединению поликлиники № 9, детской поликлиники № 1, клинической консультативно-диагностической поликлиники № 27. Пациентам не стоит беспокоиться, что потом к терапевтам или узким специалистам будут длинные очереди. Закрывать эти учреждения не будут. Просто поликлиника № 27 станет головной, а другие две – её филиалами.
В Заельцовском районе образуется одно крупное медицинское учреждение. Это значит, что сократится штат руководителей, значит, будут сэкономлены финансы. Кроме того, в таком объединении есть плюс: пациентам не придётся оббивать пороги, чтобы попасть из поликлиники № 9 в поликлинику № 27 на проведение того или иного диагностического исследования. Теперь туда прийти можно сразу по направлению врача, потому что это будет одно учреждение. Кроме того, у пациентов появится выбор узких специалистов. И переоформлять документы не нужно, всё происходит автоматически. Многие пациенты объединения вообще могут и не заметить. Единственное, что пока неизвестно – это номер будущей объединённой поликлиники.
– Если я решу перейти от одного терапевта к другому в объединённой поликлинике, придётся ли писать заявление?
Участки при объединении учреждений изменяться не будут. Переформируем только те, что граничат друг с другом и пациентам неудобно их посещать. Например, ситуация в поликлиники № 7 и № 15 абсурдная. Жители домов из окон через дорогу видят поликлинику № 15, но прикреплены к № 7. Теперь это будет одно учреждение, а участки пересмотрят.
– Поликлиника № 20 в Новосибирске уже объединённая, но в этом заведении 6 отделений и очереди к узким специалистам остались.
– Да, эта поликлиника в Железнодорожном районе города была объединена в 2006 году. В области это был первый опыт, когда у нескольких медицинских учреждений появился один управленческий аппарат, а бюджет, кадры и техническая база стали общими. В 2015 году по этому же принципу мы объединили ещё 6 учреждений. Что касается очерёдности – экстренная медицинская помощь должна быть немедленной по определению, а у плановой есть сроки ожидания, это нормально. Важно, чтобы эти сроки не выходили за рамки, обозначенные в Территориальной программе государственных гарантий. Если сроки затягиваются, нужно обращаться к руководству медицинских организаций, в министерство здравоохранения.
Сейчас мы составили список больниц, которые планируем объединить. Например, одобрение общественности на слушаниях получил очень логичный проект слияния женской консультации № 1 и роддома № 6. Кстати, изменения будут происходить не только в Новосибирске. В Бердске пройдёт объединение «Консультативно-диагностического центра» и Бердской центральной городской больницы.
Одно из непростых объединений, которое вызывает вопросы, – это создание единого комплекса из Центра по профилактике и борьбе со СПИД, городской клинической больницы № 7 и городской инфекционной клинической больницы № 1. Так получилось, Центр СПИД не имеет своего здания, он арендует небольшие помещения. Например, в здании на улице Широкой проходит амбулаторный приём больных, некоторое время назад там проводили ещё и медосмотр мигрантов, а площадь помещения всего 230 кв. метров. Между тем с каждым годом заболеваемость ВИЧ растёт. В прошлом году в области выявили 4 тысячи инфицированных пациентов. В других регионах инфекционные больницы и центры СПИД объединены. При использовании имеющихся площадей, возможностей диагностики и лечения, кадрового потенциала трёх учреждений, уверен, помощь ВИЧ-позитивным пациентам улучшится.
– Новосибирская область – первая в стране объединяет поликлиники? Прошла ли такая реорганизация в других регионах страны?
– По похожей схеме учреждения объединили в Москве, Калуге, Самаре и других городах. Не люблю ссылаться на опыт Москвы, поскольку в столице другие финансовые возможности. Но могу сказать, что в этом городе, где сейчас около 12 млн жителей, всего 40 поликлиник с филиалами. За одним медицинским учреждением там числится от 200 до 250 тысяч человек населения. В Калуге на 300 тысяч человек населения всего 3 поликлиники с филиалами.
– Сколько будет стоить для бюджета области объединение поликлиник?
– Из бюджета региона не будет потрачено на это ни рубля. Кроме того, не стоит думать, что процесс реорганизации быстрый, он занимает примерно полгода.
– Советовались ли вы с людьми по вопросу объединения поликлиник? Где можно увидеть список учреждений, которые будут сливать в одно?
– В тех районах, где проходит объединение, мы приглашали жителей, общественников, ветеранские организации и депутатов. Все аргументированные доводы «за» и «против» мы услышали и учли. Список учреждений, которые будут участвовать в объединении, можно посмотреть на официальном сайте министерства здравоохранения.