«Этот врач спас моего недоношенного ребенка», «Малыш был чуть более 800 граммов и выжил благодаря прекрасному человеку», «Он сторонник западной системы, владеющий английским языком, отслеживающий новинки и открытия» — новосибирские форумы просто пестрят подобными сообщениями.
Эти слова об одном человеке – Александре НУЖДИНЕ, заведующем отделением реанимации новорожденных родильного дома № 7 . За время своей работы Александр Иванович спас хрупкие жизни многих недоношенных малышей, которые стали полноценными членами общества.
Даже у горилл есть акушерки
nsk.aif.ru: Александр Иванович, не секрет, что многие современные женщины бояться рожать. И зачастую не потому, что опасаются, что не смогут дать своему ребенку все самое лучшее, в том числе хорошее образование, а из-за страха перед процедурами, производимыми при родах. Их тревожат возможные последствия, которые отразятся на здоровье ребенка. Почему в век новых технологий будущие мамы так относятся к медицинской помощи?
А.Н.: Одна из причин этой проблемы – избыточная нагрузка на медперсонал. Врачи и медсестры вынуждены трудиться на две ставки, подрабатывать в других учреждениях, работать сменами. И все это для того, чтобы получать далеко не самую высокую зарплату. Естественно, что в такой гонке делать свою работу качественно удается далеко не всем. Именно поэтому в развитых странах уже давно нельзя трудиться более чем на одну ставку. У нас же это в порядке вещей! Кроме того, система нашего здравоохранения с советских времен практически не менялась. Тогда считалось, что многопрофильные стационары и родильные дома должны быть дистанцированы друг от друга, чтобы не допустить распространения инфекции. В итоге сегодня больным сложнее оказать необходимую помощь. Например, рождается ребенок с врожденной диафрагмальной грыжей и с таким тяжелым заболеванием его транспортируют в хирургический стационар. Конечно, все эти перемещения только усугубляют состояние малыша. Поэтому строительство многопрофильных стационаров, ориентированных на помощь всем категориям населения, решили бы многие проблемы. Если вести речь о детях с экстремально низкой массой тела, то здесь вообще нужен особый подход. Дело в том, что выхаживание таких ребятишек требует привлечения сразу нескольких специалистов: хирургов, нейрохирургов, офтальмологов, кардиохирургов. Во многих сибирских регионах — Омской, Иркутской областях, Кузбассе — такие центры уже давно функционируют. Причем, например, в Томском перинатальном центре оказываются не только все виды медицинской помощи, но и соблюдены необходимые нормативы по площадям, штатному расписанию медработников, оснащению больницы. В Новосибирске же такого учреждения пока нет. Правда, обещают, что через несколько лет таким стационаром станет областная клиническая больница.
nsk.aif.ru: Сегодня женщины все чаще решаются на альтернативные роды в домашних условиях. Насколько это опасно для здоровья матери и ребенка?
А.Н.: Несколько подобных опытов в Новосибирске уже закончились для рожениц и их чад потерей здоровья и даже смертью. Врач во время родов должен присутствовать обязательно! Я бы сказал, что это заложено природой – не зря ведь даже у горилл есть акушеры… Впрочем, в Голландии многие женщины рожают дома, но при этом около подъезда всегда стоит машина скорой, чтобы в случае чего оказать пациентке экстренную помощь и доставить ее в больницу. У нас такое невозможно – медперсонала просто не хватит.
Мама – тоже врач
nsk.aif.ru: Некоторые считают, что спасать малышей с экстремально низким весом не стоит. Дескать, все равно такие дети останутся инвалидами. Это действительно так?
А.Н.: Этот вопрос больше носит этический и социальный характер. Ведь никто не озадачивается вопросом, лечить ли взрослых нейрохирургических больных с тяжелой патологией. А ведь уровень их инвалидизации намного выше, чем детей с весом более 1000 граммов! Смертность детей с низкой массой тела составляет примерно 10-15% , примерно столько же из них становятся инвалидами. Получается, примерно 70-80% будут иметь неплохой уровень здоровья. Вообще в раннем возрасте способности к восстановлению организма огромны. Главное продолжать работать с ребенком, уделять ему много времени, любви. И это задача не столько врачей, сколько родителей. Представьте: малыш слаб, контакты с медицинским персоналом не приносят ему радости, и единственные люди, которые могут наполнить его жизнь теплом и светом, – это мама и папа. Именно поэтому во время пребывания ребенка в стационаре, даже если он находится на искусственной вентиляции легких, мы разрешаем родителям приходить к малышу, ухаживать за ним.
nsk.aif.ru: Были ли случаи, когда вы отважились взяться за выхаживание малыша с массой менее 500 граммов?
А.Н.: По современным представлениям оказывать помощь необходимо всем людям, независимо от массы тела, поэтому попытки, конечно, предпринимались. При маленьком сроке беременности – 22 недели и менее (как обычно и бывает в этом случае), успешного выхаживания таких детей не было. А вот малыши массой меньше 500 граммов, но с задержкой внутриутробного развития, рожденные на сроке 27-28 недель, иногда выживают. Помню, как выхаживал девочку, которая весила всего 380 граммов. Это было более десяти лет назад, тогда по этому вопросу почти не с кем было советоваться, приходилось по крупицам собирать нужную информацию и анализировать ее. К счастью, нам удалось спасти ребенка. Сейчас эта девочка уже молодая девушка, которая ничем не отличается от своих сверстников.
nsk.aif.ru: Наверное, в таких случаях испытываешь несказанную радость…
А.Н.: Мне очень нравится моя работа, она настолько нежная и трепетная, что сама по себе дарит счастье. А когда видишь, что состояние ребенка улучшается, а в глазах родителей появляется надежда, которая со временем перерастает в уверенность, то получаешь большое удовлетворение от проделанной работы.
Смотрите также:
- Вечные дети. Как построить отношения с ребенком,у которого синдромом Дауна? →
- Модная болезнь. Где граница между стройностью и анорексией? →
- Поговори со мною, мама →