Власти регионов СФО встали на защиту дикой природы Сибири

Фото: Global Look Press

ЦБК на Байкале закроют?

   
   

Первым порадовал экологов, да и всех россиян, которые обеспокоены судьбой важнейшего водного достояния России — озера Байкал новый губернатор Иркутской области Сергей ЕРОЩЕНКО. Практически сразу после назначения он

провел встречу с представителями местного научного сообщества, на которой дал поручение по созданию концепции закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) и организации в Слюдянском районе новых видов производств. «Необходимо найти альтернативные виды производства, чтобы была гарантия трудоустройства для всех высвобождаемых работников комбината. Это одна из основных задач для сохранения стабильной социально-экономической ситуации в Байкальске», — заявил глава региона.

Научное сообщество ранее неоднократно высказывало свои опасения по поводу БЦБК. Так, по мнению ученого секретаря научного совета по Байкалу Сибирского отделения РАН Ирины МАКСИМОВОЙ, Байкальский ЦБК поставляет в озеро, в зависимости от конкретного соединения, до 50–90% различных видов опасных загрязнителей. Кроме того, БЦБК нарушает действующее законодательство по допустимым концентрациям опасных веществ в сточных водах.

По оценке Максимовой, чтобы сделать нормальный замкнутый водооборот и выпускать конкурентоспособную продукцию — полубеленую целлюлозу, а не менее качественную небеленую, — нужно порядка 40 млн долларов. Без этого существующее предприятие не только опасно для экологии, но и убыточно.

Вредный цемзавод

С более локальной, но не менее актуальной экологической инициативой выступил и прежний губернатор — глава Кузбасса Аман ТУЛЕЕВ. Губернатор Кемеровской области потребовал закрыть Кузнецкий цементный завод, расположенный в центре Новокузнецка, из-за выбросов пыли, которые приводят к заболеваниям органов дыхания. «Предприятие, отравляющее воздух, должно быть закрыто, и не начнет свою работу, пока не приведет производство в соответствие с экологическими нормативами», — заявил Тулеев.

Горы, домики и газ

Особую значимость проблем экологии отметил во время круглого стола в редакции «АиФ» и полпред президента в СФО Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, подчеркнувший необходимость поиска компромисса в экономическом развитии территорий и сохранности окружающей среды. «Есть два пути решения проблемы БЦБК: внедрение дорогостоящей технологии замкнутого цикла на предприятии или закрытие комбината и открытие нового производства при участии государственных инвестиций, чтобы сохранить экономику региона», — говорит он.

По мнению Толоконского, строить БЦБК в этом месте вообще не имело смысла. «Если бы можно было вернуть время назад, я бы по-другому подошел к строительству промышленных объектов вблизи уникальных природных территорий и не ставил перед ними экономической задачи», — уверен он сегодня.

Такой же подход полпреду кажется верным и при строительстве газопровода через плато Укок. «Транспортное сообщение с Китаем (54-километровая прямая граница Китая и России в Западной Сибири проходит именно в этом месте. — Ред.) может на себя взять альтернативный путь через Казахстан и Забайкальский край», — рассуждает он. А газопровод… ведь в Европе удается совмещать развитие инфраструктуры и сохранение исторических природных ландшафтов, к этому нужно стремиться и в России. Окруженные нетронутой природой горные домики в Альпах снабжены газом, и именно это является ориентиром для России, считает полпред.

   
   

Спор о строительстве

«Газпромом» трубопровода для экспорта российского газа в Китай коротким путем, через природный парк «Зона покоя Укок», длится уже много лет. По мнению Гринпис России, законы РФ и международные обязательства, взятые нашей страной в рамках Конвенции об охране памятников Всемирного природного наследия, однозначно трактуют строительство газопровода через плато Укок как недопустимое.

Заинтересованные в строительстве газопровода местные власти в свою очередь указывают на ряд фактов интереса к срыву этого проекта со стороны Евросоюза.

Смотрите также: