Паспорт для шубы. Зачем «клеймят» меха?

Эксперты считают, что сейчас грубые подделки в магазин не попадут © / pixabay.com

В России с августа внедрили маркировку на рынке меховых изделий. Защитит ли это качество шуб?

   
   

Закрыть чёрный рынок

В сентябре 2015 года 5 стран ЕврАзЭС: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия подписали соглашение о введении чипов во все меховые изделия. Проект, по мнению разработчиков, должен принести дополнительные деньги в бюджет и, главное, обеспечить контроль над оборотом товаров. Говоря другими словами, государство перекроет кислород чёрному рынку.

«Мне как покупателю важно знать, что если я плачу за норку, то не унесу крашеного зайца, – говорит Ольга СЕМЕНИХИНА, жительница города. – Что входит в понятие «маркировка» и как она выглядит?»

Маркировка – это вшивание, наклеивание либо прикрепление в виде бирки специального чипа на меховое изделие. Эту марку называют контрольным идентификационным знаком (КиЗ).

«Такой «ярлык» сделан из полиграфического материала со встроенным микрочипом с передающей антенной (RFID-метка), – объясняет Ирина  КЛИНОВА, главный специалист отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора Новосибирской области. – Чтобы узнать всю информацию о товаре, необходимо скачать специальную программу на сайте ФНС на телефон, а затем поднести мобильное устройство к марке».

После считывания на экране покупателя высвечивается наименование продукта, его страна происхождения и потребительские свойства: цвет меха, вид изделия, бренд или торговая марка, а также информация о том, подлежал ли продукт окрасу.

Также по цвету «ярлыка» можно будет сразу определить страну-изготовителя. На русских шубках стоят зелёные марки, а на иностранных – красные.

   
   

Кто заплатит?

«Хотела купить шубу, но слышала, что из-за введения чипов цены сильно выросли, – рассказывает Юлия ЛИТВИНОВА, жительница мегаполиса. – Теперь нам придётся помимо изделия ещё и за чип платить?»

Специалисты говорят, что из-за маркировки цены увеличиться не должны. А по данным Новосибирской таможни, средняя стоимость шуб даже стала меньше на 1300 рублей. 

«Покупателей просто запугали введением чипов, – объясняет Ольга ЧЕПУРИНА, начальник управления обеспечения контроля оборота товаров федеральной налоговой службы России. – С начала работы системы мы не увидели роста цен ни на одну категорию меха».

Ольга Николаевна рассказала, что благодаря такому «виртуальному складу меховых изделий» стало возможно полностью отслеживать движение товаров. От момента их производства или импорта в системе фиксируются все операции с меховым изделием: кто, когда, кому и по какой цене этот товар продал.

«Такая маркировка поможет нам выявить недоброкачественных продавцов, – продолжает Ирина Клинова. – Если покупатель находит расхождение между информацией с чипа и ярлыка, он должен обратиться к продавцу. Если его проигнорируют, то это повод для проведения проверки со стороны управления Роспотребнадзора».

Где не нужна маркировка?
Маркировку на изделия, в которых мех является только отделкой, не ставят. К таким вещам относят: • рукавицы, перчатки из кожи и натурального меха; • рюкзаки, сумки и т. п.; • головные уборы, их части; • воротники, отвороты, манжеты; • обувь; • игрушки; • спортивный инвентарь и т. п.

Сейчас все меховые изделия, вывешенные для продажи, обязаны быть с чипом. Если магазин продаёт немаркированные шубы, то ему грозит административная ответственность. Для индивидуальных предпринимателей штраф будет 5–10 тысяч рублей, а для организаций 50–300 тысяч рублей. Немаркированные изделия конфискуют. В некоторых случаях продавцам даже грозит тюремное заключение сроком на 3 года.

«За 2016 год через таможню не прошло ни одной контрафактной шубы, за две проверки на крупных торговых площадках также не нашли недобросовестных продавцов», – рассказал Егор ВЕГНЕР, первый заместитель начальника таможни Новосибирской области.

С августа прошлого года маркировка стала обязательной, поэтому уже с декабря все товары, на которых нет чипа, конфискуют и иногда уничтожают как нелегальные.

Смотрите также: