Катастрофа над морем
В октябре 2001 года самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск, потерпел крушение над Черным морем. В этой катастрофе вместе с экипажем погибли 78 человек, большинство — граждане Израиля. Украина, не дожидаясь результатов расследования, выплатила семьям погибших моральную
Между тем Межгосударственная авиационная комиссия (МАК) в 2004 году обнародовала результаты расследования этого инцидента. Была найдена большая часть обломков самолета. После их обследования эксперты пришли к выводу, что в воздухе лайнер получил «множественные пробоины от металлических предметов сферической формы, соответствующих элементам поражения боевой части зенитной ракеты». Специалисты сделали вывод, что в Ту-154 попала ракета С-200 — как раз в это время в Крыму проходили учения украинских ПВО.
Авиакомпания «Сибирь» (сейчас — S7), справедливо считая себя пострадавшей стороной, в 2004 году подала в хозсуд Киева иск к Минобороны Украины и Госказначейству на общую сумму 15,32 млн долларов. Как пояснили в авиакомпании, в этой сумме учтены стоимость самого самолета Ту-154М (6,37 млн долларов), расходы, связанные с расследованием катастрофы (197,4 тыс. долларов), расходы на страховку (17,4 тыс. долларов), упущенная выгода в связи с потерей самолета (4,83 млн долларов), а также моральный ущерб (3,9 млн долларов). Дело в том, что владельцы компании — супруги Филевы — попали в очень непростую ситуацию: им пришлось объясняться и поддерживать родственников погибших, кроме того,
Экспертиза местного пошиба
Но Украина не спешила выплачивать деньги авиакомпании «Сибирь». Более того, в 2008–2010 годах по инициативе Минобороны была проведена дополнительная экспертиза Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ). На этот раз специалисты сделали другой вывод: они утверждали, что самолет Ту-154 не мог быть сбит украинской зенитной ракетой в 2001 году. При этом эксперты не указали других причин катастрофы. К слову, представители компании «Сибирь» отметили, что эксперты комиссии КНИИСЭ до этого не имели опыта расследования авиакатастроф, поэтому и вывод их вполне мог быть ошибочным. Кроме того, трое из экспертов были сотрудниками Харьковского авиационного университета, который находится в прямом подчинении Минобороны. Как говорится, комментарии излишни.
В октябре прошлого года авиакомпания «Сибирь» подала к Минобороны Украины иск на ту же сумму — 15,32 млн долларов — в Апелляционный хозяйственный суд Киева. Апелляция основывалась уже на законодательстве Украины — в ней была ссылка на ст. 104 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, а точнее на то, что суд не полностью выяснил обстоятельства, которые имели значение для дела. И в связи с этим пришел к выводам, которые не соответствуют действительности.
Первый заместитель директора Сибирского научно- исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина Владимир ДРАГОЧИНСКИЙ подчеркивает: «Комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационных происшествий (МАК) — это серьезная организация, которой можно доверять. Скорее всего, ее специалисты сделали верные выводы».
Другие специалисты также отмечают, что МАК добросовестно провела расследование: были найдены и собраны почти все фрагменты не только самолета, но даже начинки ракеты. По характеру разрушений самолета все было понятно. В пресс-центре авиакомпании «Сибирь» сообщили: «О дальнейших шагах по этому делу мы официально объявим после того, как компанией будут получены и рассмотрены документы с мотивировкой отказа».
Смотрите также:
- Киевский суд отказал авиакомпании «Сибирь» в иске к украинским военным по катастрофе Ту-154 в 2001 году →
- В Новосибирской области инженера районной больницы обвиняют в мошенничестве →
- Над Чёрным морем. Возобновят ли расследование загадочной авиакатастрофы? →