Брошенная химия
В кромешной тьме очень трудно передвигаться: то и дело спотыкаешься о камни, под ногами хрустит битое стекло. Впереди слышен голос Романа: «Это где-то здесь». Подбираемся ближе. Наконец слабый лучик фонарика выхватывает из темноты какие-то коробки, штативы со склянками и колбочками. На одном из флаконов даже в тусклом свете видна надпись «Яд».
— Военная база была окончательно расформирована два года назад, — рассказывает экологический инспектор Добровольной молодежной дружины «Северный Волк» Роман БЫКОВ, — но на месте её функционирования остались химические реактивы, средства химической и биологической защиты. Они сами по себе могут являться токсичными веществами: при ликвидации базы оттуда было вывезено то, что имело ценность, все остальное — не утилизировано.
База заинтересовала добровольцев еще два года назад сразу после своего расформирования. По словам Романа, во время первых рейдов на оставленных складах было обнаружено большое количество химических реактивов, просроченных лекарств, противогазов, элементов защитных костюмов. Также год назад одна из групп обнаружила схроны с вещами, имеющими немного завышенный фон радиации. Инспекторы предполагают, что это место может быть местом утилизации зараженной амуниции.
25 июня 2012 года вместе с добровольными экологическими инспекторами в рейд на базу РХБЗ выехали специалисты Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды при правительстве Новосибирской Области.
С опасным огоньком
Роман поднимает с пола ангара какую-то раму с обрывками темной мембраны и поясняет, что это окно используется при химических атаках. Из-под кучи битого кирпича инспектор извлекает небольшую бутыль с бесцветной жидкостью внутри.
— Это средство используется для очистки от радиации и токсических химических веществ, — поясняет Роман, — им протирают противогазы, технику. Оно легко воспламеняется, поэтому очень привлекает детей и молодежь. Как говорится, красиво горит. А вот это фильтры для вентиляции, за ними наведываются местные жители.
Действительно, вокруг на полу ангара — копоть, следы от костров. От ближайшей деревни Алексеевки до заброшенной базы ходу меньше часа. Для местной молодежи это возможность спрятаться от ветра и дождя, погреться у костра. О том, что пребывание в зоне, где столько химических реагентов, может нанести непоправимый вред здоровью, ребята, видимо, не знают или просто не хотят думать…
Игры в конец света
Но заброшенная база привлекает не только молодежь и различных «собирателей». Полуразрушенные ангары, мрачные подземные лазы — все это создает своего рода постапокалиптическую атмосферу, воскрешает в памяти кадры из фильма «Сталкер». Поэтому военный объект вызывает живой интерес у любителей ролевых игр. Эти ребята специально разыскивают в окрестностях городов подобные объекты и используют их для реализации сценариев.
Вот как описывает в своем блоге впечатления от посещения этой базы один из приверженцев игры в «Сталкер»: «Уже через несколько часов после посещения объекта некоторые участники почувствовали резкое ухудшение самочувствия: жжение в горле, сухость в носу, тошноту и частичную потерю зрения …весь пол хранилищ был завален разбитыми колбами и бутылями, возможно, это и послужило причиной отравления...».
Обнаруженные в ангарах химические препараты будут направлены на экспертизу.
— Пока нет результатов, сложно о чем-то говорить, — поясняет участник рейда, инспектор Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Евгений ШАШКОВ. — Но если там действительно окажутся токсичные химикаты, это, конечно, представляет опасность для здоровья людей — ведь они берут их в руки, пытаются что-то сжигать.
Евгений Александрович пояснил, что о результатах поездки и данных экспертизы будет доложено руководству, и оно уже будет принимать решение о дальнейших мерах. Возможно, придется передать информацию в прокуратуру.
По словам специалистов, экспертиза займет около десяти дней. Редакция газеты «АиФ на Оби» следит за развитием событий. Больше фото смотрите в репортаже Елены Ивановой.