Всё началось, как в страшной сказке Гоголя, в ночь перед Рождеством. Владельцы квартир в доме на Октябрьской подумали, что это землетрясение. Но, выглянув в окно, увидели, как экскаватор ломает соседнее здание – знаменитый дом-коммуну на ул. Чаплыгина. В результате вибраций и сотрясений стены в доме на Октябрьской пошли трещинами, штукатурка отвалилась, полы вздулись, а двери перекосились.
Один снесли, другой сам рухнет?
Больше всех пострадала квартира № 60. Она расположена на верхнем этаже с торца, который ближе всех к павшему от ковша экскаватора соседу. От стены жилого дома до края котлована, образовавшегося на месте дома-коммуны – каких-то четыре метра.
Герман Ш. (здесь и далее фамилии скрыты по закону о защите персональных данных), владелец квартиры № 60, показывает повреждения в ванной комнате и на кухне – наружные стены расколоты и в местах раскола отдаляются друг от друга.
Этажом ниже семьи Ш. живет Курбано А. В этот дом она приехала в 1941 году трёхлетней девочкой вместе с эвакуированными из Москвы работниками аффинажного завода. За 78 лет в комнате Курбано Ибраевны не было ни одной трещины – в советское время дома строили крепкие. А сейчас – повреждения видны на стыках между стенами и потолком. Обои в нескольких местах вздулись. Пожилая женщина полагает, что под бумажной отделкой – осыпавшаяся штукатурка. Ремонт, если его затевать, влетит в копеечку.
Осыпавшаяся штукатурка, обнажившая деревянную «дранку», видна и в подъезде. Корреспондент «АиФ на Оби» с фотографом побывали ещё в нескольких квартирах – жители показали разные повреждения, возникшие после бомбардировки ковшом экскаватора соседнего здания.
За чей счёт ремонт?
Жильцы дома № 79 по ул. Октябрьская пытались спасти себя и соседа – дом-коммуну. Услышав скрежет строительной техники, они позвонили в полицию. На место приехал наряд. Однако, посмотрев какие-то бумаги, предъявленные разрушителями, полицейские развели руками – мол, документы в порядке, есть разрешение на снос. Единственное, что смогли сделать стражи порядка – запретили строителям работать по ночам.
«Мы сразу пошли по всем инстанциям – в прокуратуру, мэрию, Госстройнадзор, – рассказывает старшая по дому Надежда Скударнова. – Но везде были каникулы. Ни один из чиновников нас не принял». За каких-то три дня всё было кончено – от дома-коммуны остался только котлован с фундаментом, который не сумели разломать – оставили на лето.
По слухам, на месте снесённого дома-коммуны собираются строить 25-этажную высотку. Этого-то и боятся жильцы дома на Октябрьской: здание уже повреждено, вопрос, кто будет латать трещины и делать ремонт в квартирах, повис в воздухе. Что будет, если рядом начнут забивать сваи?
Между тем дом № 79 на Октябрьской имеет официальный статус памятника архитектуры. На нём и мемориальная доска есть: 30-е годы, эпоха конструктивизма, архитектор Гордеев. Спасёт ли здание эта охранная грамота?
Наблюдают за маяком
Старшая по дому Надежда Скударнова обратилась в мэрию по вопросу технического состояния дома № 79 по ул. Октябрьская. Цитируем ответ за подписью начальника управления капитального и текущего ремонта жилищного фонда мэрии Новосибирска А. В. Ткаченко:
«…Произведён комиссионный визуальный осмотр многоквартирного дома. В результате осмотра установлено: на оштукатуренном фасаде наличие мелких трещин, частичное отсутствие штукатурного слоя.
На лестничной клетке между 2 и 3 этажами установлен маяк, ведётся журнал наблюдений.
По результатам осмотра решено:
– продолжить наблюдение за состоянием маяка;
– провести экспертизу несущих конструкций дома;
– заказчику работ при разработке документации по зданию ул. Чаплыгина, 92 (снесённый дом-коммуна. – Прим. ред.) предусмотреть раздел обеспечения сохранности объекта культурного наследия по ул. Октябрьская, 79 и согласовать его с государственным органом».
Смотрите также:
- В Новосибирске потолок дома обрушился на женщину с ребёнком, пока они спали →
- В Новосибирске натяжной потолок спас детей от завала →
- Жители Ельцовки пожаловались на задымление дворов →