Голода не будет?
В полях дозревает пшеница, но растения невысоки и слабы. Аграрии разводят руками: «Жара все высушила. Урожай будет меньше на четверть, а то и на треть, чем обычно». На юге региона в некоторых хозяйствах планируют начать уборочную раньше на две недели.
В связи с засухой многие хозяйства СФО попали в сложное положение с обеспечением кормами животных - погорели травы, дефицит фуражного зерна. По этой причине будущей зимой животноводам вряд ли удастся сохранить стадо крупного рогатого скота без потерь, возможно, больших. Режим чрезвычайной ситуации из-за засухи объявлен на большей части региона - в 23 районах из 30-ти.
В прошлом году средняя урожайность в Новосибирской области была 18 центнеров с гектара, и хлеборобы собрали 2,9 млн тонн зерна. В этом году едва ли дотянем до 2 млн тонн. Правда, специалисты заверяют, что голода не будет — урожая должно хватить, чтобы обеспечить потребности региона в продовольственном зерне. На многих складах хранятся еще и прошлогодние запасы. Сельхозпроизводители не спешат продавать зерно, понимая, что цена на него, скорее всего, вырастет. Хлебопеки в панике: они сообщают, что на рынке образовался дефицит муки для производства и стоимость сырья увеличивается каждую неделю.
По словам губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, введение режима ЧС позволяет раньше обычного выделить господдержку из областного бюджета. Достигнута договоренность с компанией «Газпром нефть» - лимиты льготных ГСМ за сентябрь будут переданы уже в августе. Но все ждут поддержки федерального центра — без нее многие хозяйства могут оказаться на грани банкротства. Дело в том, что сибирские аграрии не привыкли страховать урожай. Но в этом году такая беспечность может им дорого стоить. Председатель правления Сибирского отделения Россельхозакадемии Виктор ГЕРГЕРТ считает, что так быть не должно: «В регионе рискованного земледелия нужна государственная политика страхования урожая. Пока об этом идут одни разговоры».
До нынешнего засушливого лета в Сибирском округе ежегодно выращивали зерновых больше внутренней потребности на 2-4 млн тонн. Зерно могло бы стать хорошим источником дохода, ведь мировые цены высоки. Есть и устойчивый спрос в странах Азиатского и Тихоокеанского регионов. Но как туда довезти зерно? До морских портов из Сибири тысячи километров, железнодорожный тариф высокий, нет в портах и инфраструктуры его хранения. Поэтому аграрии Новосибирской области, продавая излишки, получают гораздо меньший доход. Тем не менее УК САХО уже более 7 лет занимается экспортом. Управляющий директор этой компании Вадим ГРИГОРЬЕВ делится своим опытом:
- Поставляем пшеницу на Тайвань, в Тайланд и Японию контейнерами, что позволило снизить транспортную составляющую. Сибирская пшеница мягких сортов интересует азиатов, но это не простой рынок. Мы столкнулись с проблемой: в этих странах стандарты определения качества зерна отличаются от отечественных. Там поставки зерна традиционно осуществляются в соответствии с канадскими, австралийскими и американскими стандартами, которые предусматривают другие принципы деления пшеницы на типы. В странах Юго-Восточной Азии к тому же придерживаются традиций. Например, канадскую пшеницу используют только при производстве хлеба, американскую - печенья. Экспортеры готовят смесь для лапши быстрого приготовления. Кроме того, Япония уделяет большое внимание экологии — при малейшем превышении пестицидов сухогруз в порт не примут. Нашим сельхозпроизводителям нужно знать эти вещи.
Смотрите также:
- В Новосибирской области не хватает средств на то, чтобы сеять правильно →
- На полях сражений. Погода и экономика превращают страду в битву →
- Злачное место, или куда ушли миллиарды? →