Второе рождение валенок

Фото: АИФ

   
   

В Чистоозерном валенки делают с 60-х годов прошлого века. И хотя в 2005 году быткомбинат обанкротился, предприниматель Виктор Ясаков выкупил цех по производству валенок и восстановил его. Чистоозерцы и их соседи отдают предпочтение традиционной обуви.  

Валенковый бизнес 

Дело это хлопотное, поскольку продажа товара носит сезонный характер.

- В такой ситуации субсидия областного министерства, которую мы получили летом, когда продажи не идут,  - хорошая поддержка, - рассказывает Виктор Ясаков. - Мы получили 300 тысяч рублей как предприятие сферы бытового обслуживания на реализацию своего бизнес-плана. По сути, это компенсация части расходов на приобретение оборудования. Это наша постоянная забота - оборудование старое, запчасти не найти. Если раньше в каждом районе был цех по производству валенок и всегда можно было что-то найти, то сейчас достать машину очень сложно. Да что машина - мы краску и ту в Москве заказываем.

В свое время планы по развитию производства валенок в Чистоозерном были грандиозные - предполагалось установить оборудование производительностью 45 тысяч пар в год. Но индустриализация в масштабах цеха не задалась - возникли проблемы с паровыми котлами, и проект свернули, вернувшись к традиционной ручной технологии. «Ручных» валенок выпускали всего по 1000 в год, зато более высокого качества. Такая обувь форму не теряет и от воды не садится на два размера, как фабричная. Вот это традиционное качество и позволяет сохранить на рынке хоть не слишком большой, но устойчивый спрос. А вот бахилы, которые появились относительно недавно, свою популярность стали терять. 

- Я недавно был на омской фабрике, которая специализируется на бахилах (резиновых калошах с тканевым чулком). Работники жалуются на сокращение спроса, - комментирует Виктор Александрович. - На бахилах чулки необходимо менять, а наши валенки по пять лет люди носят.

   
   

Продукция ООО «Вален» пользуется спросом в соседних районах: Каргатском, Татарском, интерес проявляют в Кыштовке и Венгерово, так что рынок сбыта понемногу растет. А большего и не требуется - ведь предприятие производит всего 200–250 пар в год. Если в советское время в цехе работало более 50 человек, то сейчас - 15. Сотрудников Виктор Александрович набирает из опытных работников, молодых учить не получается - нерентабельно:

- Выучишь его, а он будет делать по две пары в день - какой с этого заработок? Человек уходит. А опытные основальщицы изготавливают по 4–5 пар в смену. Ручной труд не очень-то производительный.

Чистоозерские валенки привлекательны еще и относительно невысокой ценой - 1200 рублей стоит 33-й, самый большой размер, а 750 -  валеночки на годовалого ребенка.

Но невысокая цена имеет и обратную сторону - доходы у цеха невелики, зарплата работников составляет 7 - 10 тысяч рублей в месяц. А покупка новой чесальной машины, которая стоит 1,5 миллиона рублей, выглядит задачей трудновыполнимой.

 - На фоне такой суммы 300 тысяч субсидии выглядят уже не так солидно, - признается Виктор Ясаков,  - поэтому, возможно, придется снова обращаться за поддержкой. Любая помощь просто необходима.   

Как манна небесная

Александр Трофимов сдал документы на субсидию в последний день. Получить деньги даже и не надеялся, поскольку приехал в министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области совсем по другому вопросу.

- Когда я сдавал документы, то видел, какая там большая пачка бумаг лежит - соискателей было много, - рассказывает Александр Трофимов. - Поэтому надежды, в общем-то, не было. Но потом меня вдруг вызвали на защиту бизнес-плана, я приехал, ответил на вопросы комиссии во главе с министром Сергеем Николаевичем Семкой. Почему-то выбрали меня - выплатили субсидию в размере 294 тысяч рублей. На самом деле это возмещение расходов за приобретение оборудования, на которое я потратил 600 тысяч рублей. Может быть, для большой компании это не деньги, а для нашей организации, которая работает всего полгода, - серьезная поддержка.

ООО «Стройинвест» базируется в поселке городского типа Чаны, занимается ремонтом и строительством индивидуальных домов. Штат компании - всего семь человек, и молодой директор Александр Трофимов очень дорожит своим золотым фондом, поскольку, по его словам, самая большая проблема - найти нормальных, непьющих специалистов.

Можно было бы привлечь иностранных граждан, но получить на это разрешение для маленькой организации тоже крайне сложно. Нелегко и увеличивать объемы производства - для этого необходима собственная техника.

- Я хотел взять в лизинг экскаватор, но отложил это до весны, -  продолжает Александр Сергеевич, - потому что зимой заказов меньше. И уже рассчитываю, что обращусь за субсидированием части лизинговых платежей.

Затраты, подлежащие субсидированию

Для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП), начинающим свой бизнес в сфере бытового обслуживания (действующим менее 1 года с момента регистрации), субсидированию подлежат следующие затраты, связанные с реализацией бизнес-плана предпринимательского проекта юридического лица (индивидуального предпринимателя):

1.    на приобретение оборудования и инструментов;

2.    на аренду (субаренду) офисных, производственных помещений и коммунальные услуги (к компенсации принимаются затраты, понесенные в предшествующем и/или текущем году);

3.    на субсидирование процентных ставок по привлеченным СМиСП кредитам в российских кредитных организациях (к компенсации принимаются процентные ставки по договорам с кредитными организациями, заключенными в предшествующем и/или текущем году);

4.    на компенсацию затрат СМиСП, связанных с выездным обслуживанием комплексных приемных пунктов в селах, по оплате расходов на горюче-смазочные материалы и запчасти автотранспорта (к компенсации принимаются затраты, понесенные в предшествующем и/или текущем году).

Величина субсидии по всем видам затрат, связанных с реализацией бизнес-плана, составляет:

50% от затрат, предусмотренных заявленным предпринимательским проектом, но не более 300 тысяч рублей.

Для СМиСП, действующих более 1 года с момента регистрации, субсидированию подлежат затраты, указанные в п. 4.

Величина субсидии по всем видам затрат, связанных с реализацией бизнес-плана, составляет:

70% от затрат, предусмотренных заявленным предпринимательским проектом, но не более 300 тысяч рублей — для СМиСП, ведущих свою деятельность в сельских поселениях;

50% от затрат, предусмотренных заявленным предпринимательским проектом, но не более 300 тысяч рублей — для СМиСП, ведущих свою деятельность в городских поселениях;

30% от затрат, предусмотренных заявленным предпринимательским проектом, но не более 300 тысяч рублей — для СМиСП, ведущих свою деятельность в городских округах.

Смотрите также: