От Омска до Хабаровска
В Новосибирск на XXXV Общее собрание Ассоциации сибирских и дальневосточных городов собрались представители 58 населённых пунктов. Как оказалось, самыми больными остаются вопросы распределения полномочий и финансового обеспечения. Руководители крупных городов от Омска до Южно-Сахалинска, Якутска и Хабаровска не скрывали, что существующая система перераспределения налогов (когда меньшая часть остаётся в муниципальных бюджетах), не даёт возможности ни для развития, ни для решения насущных проблем. А это и ремонт дорог, и благоустройство, и подготовка к зиме, и снос ветхого жилого фонда, и многое другое.
«Для того чтобы муниципалитеты эффективно выполняли свои полномочия, необходимо их устойчивое финансирование, – считает председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ГД РФ Алексей Диденко. – Необходимо перевернуть фискальную пирамиду основанием к местному самоуправлению. Также можно передать муниципалитетам от 1 до 1,5% налога на прибыль. Сейчас такое право есть у регионов, но это именно право, а не обязанность. Пополнять местные бюджеты мог бы и транспортный налог. Для этого отчисления физлиц необходимо оставлять на муниципальном уровне, а юрлиц – направлять в бюджет субъекта
Федерации».
Многие отметили, что передача звена первичного здравоохранения, проще говоря, поликлиник, вовсе не улучшила их работу. Оптимизация привела к тому, что очереди стали больше, а попасть к узким специалистам в сельской местности и вовсе почти невозможно. «Из-за оптимизации качественных изменений в системе охраны здоровья не произошло, – признали участники совещания, причём не только в кулуарах. – Сокращение ФАПов в сельской местности, наоборот, снизило доступность медицины для населения».
И даже в крупных городах жалоб от населения стало больше, что неудивительно, ведь врачей всё так же не хватает.
А что остаётся?
Руководителей городов озаботила новая инициатива федерального центра. Речь идёт о передаче на уровень субъекта Федерации полномочий уже и в сфере образования. «Инициатива по передаче школ с местного на региональный уровень – пожалуй, самое спорное решение за последнее время, – считает мэр Новосибирска Анатолий Локоть. – Возможно, небольшим дотационным муниципалитетам, у которых нет денег на школы, это позволит улучшить условия обучения. Но в крупных городах возникнут сложности. Неизбежно появятся трудности с решением бытовых, организационных, кадровых вопросов, что в конечном итоге может отразиться на качестве образования».
К слову, в Новосибирске – более 200 школ, более 250 детсадов, сотни организаций дополнительного образования. Как будет вестись финансирование последних – вообще непонятно. Сегодня на условиях софинансирования из трёх уровней бюджетов строят новые школы. В Новосибирске действуют городские программы, по которым выделяются средства из муниципального бюджета на реконструкцию школ и детсадов. Кстати, в столице Сибири это самая большая статья расходов – 57%. «Город ремонтирует и строит дороги и тротуары возле школ, – продолжает Анатолий Локоть. – Сегодня под контролем муниципалитета и питание детей. Если забрать у городов эти полномочия, то нам останется только подметать дворы и заниматься освещением улиц. Поэтому Новосибирск выступает однозначно против образовательной «сверхцентрализации».
Представители городов напомнили, что большинство крупных предприятий переведены под федеральное крыло. И у городов фактически нет полномочий как в формировании промышленной политики, так и по налогу на прибыль вроде как местных предприятий.
«Чтобы мегаполисы стали драйверами развития территорий, считаю, что им нужно добавить полномочий, поддержать их стремление к самостоятельности, – говорит Анатолий Локоть. – Они должны обладать особым статусом в системе местного самоуправления».
Смотрите также:
- Мэр Новосибирска расставил приоритеты в расходах городского бюджета →
- Мэрия Новосибирска оптимизирует свои расходы →
- В семье Анатолия Локтя нет ни одной машины →