«Долой домашку!». Психологи объяснили, как нельзя учить уроки с детьми

Валентин Лутаев / АиФ

Началась горячая школьная пора – и не только для детей, но и для родителей, которые тоже занимаются уроками. Некоторые бросаются в крайности. Одни считают, что с домашними заданиями помогать не надо, потому что ребёнок должен расти самостоятельным. Другие полностью выполняют уроки за своего школьника. Как всё-таки правильно? В этом разбирался «АиФ-Новосибирск».

   
   

Что говорят родители

«Моей дочери 13 лет, она учится в седьмом классе, - говорит жительница Новосибирска Екатерина Соснина. - Уроки делаем вместе с первого класса. Причем, если в начальной школе еще справлялись, то сейчас задания по алгебре, геометрии и другим техническим предметам настолько сложные, что даже нам - взрослым людям с высшим образованием - не под силу. Бывает, задачи по алгебре решаем всем классом в родительском чате».

Женщина в целом называет систему домашних заданий «глубоко порочной». По её мнению, они даются не для детей, а для родителей, и так было всегда.

«Я окончила школу больше 30 лет назад и тогда тоже домашние задания выполняли родители - собирались после работы всем подъездом у кого-нибудь дома, - рассказывает Екатерина. - И это - вместо того, чтобы заниматься домашними делами и отдыхать после трудового дня. Ни одно из знаний, полученных таким путем, мне в жизни не пригодилось, а моим родителям стоило времени и здоровья. Долой домашние задания!».

У другой горожанки Дарьи Лутаевой трое детей, из которых двое школьники – мальчики учатся в первом и третьем классах.

Фото: АиФ/ Валентин Лутаев

«Бывает, ребёнок какую-то информацию в школе недопонял, - комментирует женщина. - Классы очень большие, учитель каждому всё не растолкует. Мы садимся со старшим, разбираемся в задачах, я что-то объясняю. Дальше ребёнок делает сам то, что ему задали, а я в конце проверяю. На всё уходит два-три часа. В первом классе как таковых домашних заданий у нас нет. Доделываем то, что они не успели в классе. Это занимает от 45 минут до часа. В общем - заново учимся вместе со своими детьми. Мне, кстати, родители в школе тоже учиться помогали. Мама сидела со мной, подсказывала. Я считаю, так и надо делать».

Что говорят психологи

Для начала важно понять, что у ребёнка сформировался алгоритм выполнения уроков. Так считает психолог, руководитель кафедры педагогики и психологии образовательного центра «Горностай», кандидат филологических наук, семейный консультант Анна Бердникова.

   
   

«Многие взрослые уверены, что раз ребёнок пошёл в школу, значит, он автоматически усваивает всё, что нужно, - поясняет эксперт. - Но есть же алгоритм выполнения уроков: чтобы за них сесть, нужно настроиться, принести портфель из того места, где он стоит после школы, открыть портфель, открыть дневник, посмотреть в него». Ребёнку стоит объяснить, что делать, например, если напротив предмета ничего не записано. Нужно ли кому-то звонить, писать или махнуть рукой? Важно в начале обучения этот алгоритм пройти с ребёнком».

Как отметила психолог, часто бывает, что в первом классе нет совсем домашних заданий или они несистематические – нужно лишь что-то дописать, дорисовать. А когда начинается второй класс, ребёнок, отучившийся уже год, совсем не умеет делать домашнее задание. Тогда одни родители начинают нервничать, переживать, кричать на ребёнка и даже наказывать его. Другие садятся и делают задания вместе с ним. Обе стратегии, по мнению специалиста, неконструктивны.

«Первичная адаптация ребёнка в школе обычно занимает 4-5 недель, - говорит Анна Бердникова. - В этот период важно обговорить с ним стратегию выполнения домашнего задания и сопровождать этот алгоритм. Не делать с ним, не делать за него, а именно сопровождать этот процесс. Также можно сказать: «В случае трудных вопросов ты можешь обратиться ко мне за консультацией»».

Делать это имеет смысл первое время, пока ребёнок учится в начальной школе, а также, когда он идёт в пятый класс. Кроме того, в более старших классах, шестом-седьмом-восьмом, учебная мотивация закономерно снижается, что обусловлено возрастными особенностями. Ребёнок в этом возрасте в школу ходит не учиться, а общаться. Поэтому важно убедиться в начале учебного года, что школьник не забыл своего алгоритма работы над домашним заданием.

Фото: Из личного архива

Полезно поговорить с ребёнком о том, что помогает ему сосредоточиться на уроках, а что отвлекает. Кому-то нужно, чтобы мама сидела рядом в комнате. Кому-то помогает мысль о том, что после уроков можно пойти на прогулку. А кого-то, наоборот, мысли о прогулке отвлекают, побуждают «проваливаться» в свои мысли и «зависнуть». Если так происходит, можно взять секундомер и сказать: «Давай посмотрим, сколько времени на самом деле занимают упражнения по русскому языку, если не отвлекаться?». Тогда у ребёнка появляется дополнительная игровая мотивация.

«В целом для того, чтобы ребёнок в эту работу включался, в семье должна всегда фоном звучать мысль о том, что не сделать домашнее задание нельзя. Это обязательная часть учебного процесса», - заключила психолог.

Врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук Татьяна Ефанова считает, что современная школьная программа может предполагать занятия детей с родителями. То есть, по её мнению, помогать надо, но следует знать меру.

«Первое время родитель может что-то подсказывать, потихоньку переводя ответственность с себя на ребёнка. Надо понимать разницу: не делать за него, а помогать. Это такие же подсказки, как до школы - с самого раннего детства, когда малыш сам учится застёгивать и расстёгивать пуговички, завязывать и развязывать шнурки. Сначала он складывает игрушки с мамой, а потом самостоятельно. Если родители также постепенно, грамотно приучают ребёнка к ответственности, то никаких проблем не будет. Если же родитель сразу откажет в помощи, когда что-то непонятно в обучении, то у ребёнка могут возникнуть сложности. После нескольких отказов он просто «забьёт» на учёбу и больше не подойдёт в маме или папе.  Не стоит потом удивляться, если будут плохие отметки».

Также специалист отметила, что нужно приучать ребёнка заниматься для себя, а не для мамы и папы, учить его получать от учёбы удовольствие. Важно хватить школьника и акцентировать внимание не на ошибках, а на успехах.