Мрак, парниша! Почему у Эллочки Людоедки всё больше последователей?

   
   

Лишние знания?

Организаторы акции «Литпросвет» пришли к неутешительным выводам: студентов новосибирских вузов (30% которых – приезжие из других регионов) они попросили ответить на 15 вопросов о классической литературе из школьной программы. Только три процента молодых людей справились с заданием.

Как оказалось, юное поколение не знает монолога Татьяны Лариной из «Евгения Онегина», затрудняется с ответом на вопрос, кого убил Раскольников в «Преступлении и наказании», и даже путается в том, куда идёт учёный кот, когда «песнь заводит». Правильные ответы участники теста дали лишь на один вопрос – о профессии Сонечки Мармеладовой.

«Знания, которые ещё вчера казались ключевыми, сегодня многим представляются лишними, – рассуждает о причинах сложившейся ситуации Юрий ШАТИН, главный научный сотрудник сектора литературоведения Института филологии СО РАН. – И это весьма печально, так как с утратой интереса к чтению мы теряем богатство языка, сужаем свой кругозор».

Возможно, для того, чтобы стать успешным предпринимателем в сфере торговли, достаточно литературы «нон-фикшен». Сейчас книги именно этого жанра – лидеры продаж в магазинах. Но вряд ли человек с интеллектом Эллочки Людоедки сможет нормально взаимодействовать с окружающими, создать семью, вырастить благополучных детей, адаптированных в обществе и конкурентоспособных на абитуриентском рынке. А главное, последователи Эллочки не смогут быть полноценными гражданами и порядочными людьми – им не из чего формировать то личностное качество, которое называется нравственным стержнем. Вот в этом, прошу прощения за пафос, социальная опасность происходящего.

Юрий Шатин с тревогой прогнозирует, что через 20–30 лет литература утратит свой смысл как искусство и превратится в некий конструктор с набором штампованных деталей, с помощью которых, наверное, можно будет передавать простые команды, но глубокие мысли и чувства – уже вряд ли.

   
   

Запретите графоманство!

Целое поколение советских людей – тех, кто построил Кузнецк и Магнитку, Сталинский и Харьковский тракторные заводы, а потом защитил мир от фашизма, – «делало жизнь» с Павки Корчагина из романа «Как закалялась сталь». Сейчас, говорит Дмитрий РЯБОВ, редактор отдела публицистики журнала «Сибирские огни», таких книг просто нет, и в ближайшее время они вряд ли появятся: «Для власти создание идейных литературных произведений – не первоочередная задача, госзаказа нет. Это значит, пишущая братия должна улавливать конъюнктуру, чтобы зарабатывать на книжном рынке. А конъюнктура – это тот же нон-фикшен и ещё «жвачка» вроде любовных романов, женских детективов».

Но даже авторы, пытающиеся вопреки вкусам толпы писать на темы любви к родине и нравственных исканий, не дотягивают до «читабельного» уровня. «Приносит человек произведение на патриотическую тему. Патриотизм – это, конечно, хорошо. Но написано плохо! Начинаешь указывать на ошибки, обиженный автор заявляет, мол, вы льёте воду на мельницу Обамы», – делится впечатлениями о своей работе Дмитрий Рябов.

Очень много изобретённых заново велосипедов. Это происходит из-за того, что сами авторы читают крайне мало. Отсюда – бедный словарный запас, обилие примитивных штампов. Почти у всех авторов герои «смотрят сквозь полуприкрытые ресницы», «прижимаются лбом к холодному стеклу». Найти бы это стекло да разбить его!

«Запретить всем писать и заставить читать», – соглашается Юрий Шатин.

Получается замкнутый круг: читатели не читают, потому что нечего. Писатели не пишут серьёзных вещей, так как знают: их никто не будет читать.

И тем не менее Дмитрий Рябов видит свет в конце тоннеля – в сибирской деревне, где люди не избалованы Интернетом и не заняты ловлей покемонов: «Когда мы туда приезжаем, нам говорят: как давно мы вас ждали. И мы видим горящие глаза людей, приходящих на литературные семинары. Порой именно в такой сельской глубинке рождаются «самородки», авторы современных литературных сенсаций».

Смотрите также: