Течение времени заставляет нас обращаться к усовершенствованным вещам, потребность в которых ярко видна и у детей. Им нередко хочется трансформировать интересы в будущую профессию, и семья прибегает к занятиям в технологических кружках. Однако не каждому кружку удается вовлечь и замотивировать ребёнка.
Есть причины
«В 2016-2018 годах мы проводили исследования, и выяснили, что проблема дополнительного образования не столько в нехватке кружков и оборудования, сколько в том, что технологические кружки непопулярны среди молодёжи и родителей в принципе, – говорит директор Центра поддержки проектов по развитию талантов Национальной технологической инициативы (НТИ) в АО «Российская венчурная компания», руководитель проекта Rukami Наталья Смелкова. – Родители традиционно выбирают между дзюдо, музыкальной и художественной школой, а о том, что есть, хотя бы, робототехника, многие не знают».
Новые вызовы принесла и эпидемия коронавируса. Если раньше, дополнительное образование существовало в реальных условиях, живом взаимодействии с учениками, то в 2020 году кружкам пришлось резко перестраиваться под условия удаленной работы. И это тоже стало сложностью.
«Когда страну и мир настигла пандемия, мы поняли, что руководителям кружков нужна помощь, чтобы оперативно перейти из офлайн в онлайн, сохранив рабочую атмосферу и мотивацию учеников, – комментирует Наталья Смелкова. – С 26 мая по 28 июня в рамках проекта Rukami для организаторов кружков по всей стране прошёл онлайн-акселератор, где рассматривался широкий комплекс задач — от образовательных методик до маркетинга и коммуникаций. Было организовано более 200 онлайн-сессий и индивидуальных встреч с экспертами, посвященных онлайн-инструментам, обмену лучшими практиками, созданию и развитию технологических кружков. В программе приняли участие более 400 специалистов из 75 регионов России».
И такие проекты и встречи нужны каждому технологическому кружку, потому что качественное дополнительное образование – это не только оборудование, это, в первую очередь, компетенции организаторов и руководителей.
«Нужно предусмотреть разные роли в кружке. Вертикальный подход «преподаватель-ребенок» с односторонней коммуникацией в наше время уже не работает и приводит только к тому, что дети бросают занятия. Такой подход нужно менять, – говорит директор Центра поддержки проектов по развитию талантов НТИ. – Помимо руководителя в кружке должен быть наставник, который стимулирует проектную деятельность. Кроме того, в кружки нужно привлекать носителей практик будущего – представителей бизнеса. Такой человек применяет новые технологии на практике, и он может этой практикой применения поделиться».
И это еще раз подчеркивает, что содержание кружка должно быть актуальным в плане технологий, в нём должна присутствовать новизна и практико-ориентированность.
Отстаёт ли Новосибирск?
Нередко руководителям кружков и родителям приходится слышать и о том, что отдаленные от Москвы регионы уступают большим и развитым центрам в плане технологий. Но, одновременно с этим, в Новосибирске дополнительное образование находится на достойном уровне. В городе разворачивает деятельность ни один десяток технологических кружков, которые предлагают занятия робототехникой, микроэлектроникой, программированием, 3D-рисованием, конструированием, радиотехникой и другим.
«В Новосибирске прекрасные технологические кружки. В рамках проекта Rukami мы провели исследование и создали путеводитель по кружкам города. Мы нашли более 25 продвинутых технологических кружков в Новосибирске, – говорит руководитель проекта Rukami. – Замечательно, что эти кружки не только тематически разные, но и отличаются организационными моделями и инициативами. У Новосибирска в этом смысле хорошие перспективы».
Распространенная проблема, с которой сталкиваются технологические кружки – это нехватка профессионалов. Просто преподавателей в кружках хватает, не хватает замотивированных специалистов – наставников. «Нужно работать с командой, продвигать техническое творчество, повышать компетенции руководителей и желание расти профессионально, – продолжает руководитель проекта Rukami. – Законодательно все движется к тому, что заниматься с детьми в кружках смогут не только люди с оконченным образованием, но и студенты. И это правильно. Такая молодежь очень замотивирована в работе».
По словам Натальи Смелковой, неинтересных и неактуальных технологических кружков не бывает. Любые кружки имеют право на существование, но некоторым из них необходимо адаптироваться к новой реальности: отказаться от устаревших методик, начать говорить с молодежью на ее языке, а главное — ориентировать всю работу на реальный результат. Любой проект должен решать существующую проблему и быть востребованным на потенциальном рынке. Сегодня у организаторов и руководителей кружков есть все возможности обучать детей новым технологиям и самим расти профессионально.
Сюзанна Закарян