Мэр Локоть: нужно пересмотреть отчисления городу от налога на транспорт

Густаво Зырянов / АиФ

На 11-й сессии Законодательного собрания Новосибирской области Анатолий Локоть выступил перед депутатами с инициативой: общими усилиями решать проблемы, кардинально влияющие на состояние улично-дорожной сети.  

   
   

«Существуют проблемы города, в частности, дорожной сети, которые муниципалитету в одиночку решить крайне сложно. Только объединение усилий депутатов, мэрии, правительства Новосибирской области позволит нам эффективней решать накопившиеся проблемы», – сказал Анатолий Локоть в начале своего выступления. 

Так, одной из главных особенностей городских улиц мэр назвал их постоянный недоремонт. А это, в свою очередь, связано с хроническим недофинансированием дорожной отрасли. 

«Это проблемы не вчерашнего дня, она накапливались годами», – заявил Анатолий Локоть. 

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

Также мэр города обозначил самые, на его взгляд, насущные проблемы улично-дорожной сети. Это высокий уровень эксплуатации городских дорог. Происходит это из-за огромного количества большегрузов, транзитом пересекающих мегаполис. Новосибирск – крупнейший логистический центр, его грузооборот – самый большой по городам Сибири. Как следствие, чрезвычайно быстрый износ дорожного покрытия. Это подтверждают не только местные, но и федеральные эксперты, отмечает мэр. 

Помимо этого, Новосибирск, являющийся одним из крупнейших мегаполисов, по суточному пассажиропотоку опережает многие мегаполисы страны. Город имеет трамвайные пути и троллейбусные линии, в несколько раз превышающие те, что есть в Омске или Красноярске. Каждый год растёт и число автомобилей в городе: их уже, по информации мэра, 1 млн 200 тыс. И только за первое полугодие эта цифра выросла более чем на 26 тысяч машин.  

Новые городские кварталы требуют новых магистралей: на выездах из спальных районов постоянные заторы, на что ежедневно жалуются в социальных сетях горожане.  

   
   

Словом, Новосибирск остро нуждается в увеличении объёмов строительства, благоустройства и ремонта своей улично-дорожной сети. Сейчас в городе ремонтируют не больше 800 тысяч квадратных метров дорожного покрытия ежегодно. 

«Это 5-6 процентов от общей площади дорог. Это меньше норматива: нужно 10 процентов. Такой норматив существует по всей стране. Мы пока до него не дотягиваем», – подчеркнул Анатолий Локоть. 

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

Новосибирск постоянно с 2017 года участвует в национальном проекте «Безопасные качественные дороги». С 2017 по 2020 годы отремонтировано 164 объекта. В планах на 2021 год – ещё 31 объект на сумму 2,8 млрд рублей. На 7 объектах работы завершены, ещё на 24 заканчиваются конкурсные процедуры, подписываются соглашения. Всего в этом году планируется отремонтировать 800 тысяч квадратных метров дорог.   

Город, заметил Анатолий Локоть, реализует нацпроект БКД успешно. Свидетельство тому – тот факт, что Новосибирску постоянно увеличивают финансирование по БКД. И здесь Анатолий Локоть также опирается на мнение федеральных экспертов. 

Конечно, в рамках БКД всех проблем улично-дорожной сети города не решить. Наиболее эффективно по нацпроекту проходит реконструкция транспортных развязок на выездах города. В настоящее время в Новосибирске проходит реконструкция нескольких таких объектов: по улица Кедровая, на площади Лыщинского, на Гусинобродском шоссе. Большие бюджеты, в частности, помогают там, где возникает непростая техническая ситуация. Как, например, на улице Большая, где из-за водонасыщенности почвы пришлось вынимать грунт на глубине до 3 метров. Но это не повлияло на сроки окончания ремонта. 

«Нам удалось достичь договорённости с подрядчиком, чтобы вместо двух лет работы были завершены за один сезон», – отметил Анатолий Локоть. 

Также, отметил руководитель города, сложные в техническом плане ремонтные работы пройдут на улице Волочаевская: там одновременно с ремонтом дороги будут менять трамвайные пути. Обновления коснуться улиц Хилокская, Сибиряков-Гвардейцев, Ватутина, Петухова, Ипподромская – эти магистрали не ремонтировались по 5-7 и более лет. Но не все городские дороги можно отремонтировать за счёт нацпроекта БКД. 

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

«Октябрьский мост – очень важный для города объект. Но его нельзя реконструировать по БКД. И мы вынуждены сегодня изыскивать ресурсы из других источников, привлекать сэкономленные средства. Его нужно отремонтировать обязательно», – подчеркнул мэр.  

Также городу нужны средства на ремонт тротуаров: эта сфера, отметил Анатолий Локоть, многие годы финансировалась по остаточному принципу. И сегодня 30 % городских тротуаров нуждаются в ремонте. А это почти 1 600 тысяч квадратных метров. В 2021 году из городского бюджета на поддержание тротуаров в нормативном состоянии будет выделено 40 млн рублей. 

Большая статья дорожных расходов – это обслуживание ливневой канализации. На балансе муниципалитета находится сегодня 325 км сточных коммуникаций. Причём эта цифра постоянно растёт: город постоянно принимает на обслуживание бесхозные сети. По оценке мэра, в городе необходимо построить ещё порядка 250 км ливнёвки. 

Приведение в порядок подземных переходов, обновление наземного общественного транспорта – всё это требует немалых затрат. Приведены в порядок подземные переходы у театра «Красный факел», на пересечении улиц Троллейной и Ударной, под часовней на Красном проспекте.  

«Благодаря усилиям мэрии и правительства Новосибирской области мы в этом году по программе БКД получили 40 новых комфортабельных автобусов. Они уже вышли на маршруты. Мы приобретаем трамваи, не новые, уже бывшие в обслуживании. В Москве, в частности. 10 таких трамваев после ремонта уже вышли на городские улицы на правом берегу. И достались эти трамваи нам дёшево: мы затратили средства только на их транспортировку в Новосибирск», – отметил мэр города.  

Нуждается город в срочном обновлении парка специальной уборочной техники. Ведь многие проблемы на дорогах, согласился мэр, возникают из-за некачественной уборки. Из городского бюджета на ближайшие три года выделено 150 млн рублей на закупку дорожной спецтехники.  

«Что касается спецтехники, то мы закупаем 20 дополнительных единиц. Если будет поддержка, в том числе со стороны областного бюджета, то город сможет существенно обновить парк специальной дорожно-уборочной техники. И в этом году, и в следующем. Это позволит нам дальше широко использовать современные технологии по обслуживанию и эксплуатации дорожного хозяйства», – считает Анатолий Локоть. 

Областные депутаты не остались в стороне от нужд города: из областного бюджета на ремонт городских дорог выделено дополнительно 278 миллионов рублей. Это позволит привести в порядок 85 дорожных объектов общей площадью 231 700 квадратных метров. Как осваиваются средства, областные законодатели будут отлеживать и через транспортный комитет Заксобрания, и через депутатов на округах, подчеркнул председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. С этим полностью согласен Анатолий Локоть. 

«Мы отслеживаем весь процесс и во время ремонта дорог, и после, во время гарантийного периода. Под пристальным вниманием работа подрядчиков. На контроле сегодня 114 объектов площадью 2 миллиона 167 тысяч квадратных метров. И каждую весну мы делаем замечания. В этом году их было выдано 263. Устранено 224», – подчеркнул мэр. 

Как одну из кардинальных мер, которая могла бы изменить ситуация, мэр предложил изменить условия отчислений с транспортного налога для того, чтобы увеличить долю средств, направляемых в городской бюджет. По мнению мэра, пришло время пересмотреть условия распределения средств.  

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

«Сегодня в регионе собирается порядка 1 миллиарда 800 миллионов транспортного налога. Я вынужден обратиться к этой теме. Она актуальна. Из этих средств город получает 20 процентов. Этого недостаточно, чтобы самостоятельно решать вопрос финансирования ремонта дорог. Кроме того, это связанные деньги, которые могут быть использованы только для софинансирования по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», – подчеркнул мэр. 

На эту инициативу областные депутаты отреагировали сдержанно, предложив сосредоточиться на эффективном освоении уже имеющихся средств. Поддержали мэра только представители фракции КПРФ, которые предложили рассмотреть вопрос о возможности увеличения отчислений от поступления сумм транспортного налога в пользу города, чтобы нарастить долю отчислений в городской бюджет. 

«Самый главный вопрос сейчас: сможем ли мы консолидироваться, объединить усилия для решения этих насущных проблем? Если у нас это получится, отрасль «побежит». А если нет, то она сядет в «инвалидную коляску», – подчеркнул депутат Законодательного собрания от КПРФ Роман Яковлев. 

Также Анатолий Локоть предложил создать специальную комиссию из депутатов Законодательного собрания и городского совета, которая должна предметно и тщательно контролировать расход бюджетных средств, выделенных на ремонт дорог. Это предложения мэра города областные депутаты полностью поддержали.