Топор над соснами. Тысячи гектаров федеральных лесов могли вырубить?

Сосновые леса - любимое место отдыха сибиряков и "легкие" региона © / Дмитрий Даневич / АиФ

   
   

История скандала

Как выяснили депутаты,
16 июня 2017 года начальник лесного департамента Новосибирской области Вячеслав ДУБОВИЦКИЙ под кураторством зампредседателя правительства области Василия Пронькина заключил договор с Тогучинским лесопромышленным комбинатом, по которому 258 тысяч га федерального леса сдают в аренду сроком на 49 лет. Притом почему-то в нарушение федерального законодательства малоизвестное частное предприятие с учредительным капиталом 10 тысяч рублей было единственным участником конкурса.

Условия договора тоже были странные. Как утверждают эксперты, аренда этого огромного участка должна была обойтись предприятию в сумму около 250–300 млн рублей. Но по договору комбинат обязался выплачивать всего лишь 11,8 млн рублей в год. Из них область получила бы только три миллиона, а остальное должно было уйти в федеральный бюджет. В протоколе аукциона прописано, что на время аренды ежегодно должны были сдавать около 5 тонн кедрового ореха, древесины и 12,5 тысячи новогодних елей.

«Хватило бы 10 лет, чтобы от тогучинского леса ничего не осталось, – прокомментировала ситуацию член фракции ЛДПР Дарья УКРАИНЦЕВА. – Зато Китай получал бы древесину».

Одним из первых забил тревогу председатель Законодательного собрания НСО Андрей Шимкив, который попытался выяснить в лесном департаменте, на каких основаниях был заключён этот договор.

Ошибка или халатность?

Разбирательство затянулось на несколько дней, поэтому вопрос решили поднять и рассмотреть на 22-й сессии Заксобрания. С первых минут разгорелся скандал: каким образом более четверти миллиона гектаров уникального леса из федерального реестра чуть не ушли с молотка? «Несмотря на то, что договор аренды действительно был подписан 16 июня 2017 года, мы уже его расторгли, – успокоил всех губернатор Новосибирской области Владимир ГОРОДЕЦКИЙ. – Безусловно, принимать решения по таким масштабным проектам лишь в департаменте лесного хозяйства (хоть и при кураторстве одного из заместителей председателя) – недопустимо».

Вячеслав Дубовицкий признал, что ответственность лежит на нём. Но он убеждён, что действовал в рамках Лесного кодекса РФ. «Передача лесов в аренду – это государственная политика нашей страны, – продолжает он. – Я действовал по Лесному кодексу РФ. Существует целевой индикатор – процент площади, переданной в аренду для заготовки древесины лесного фонда. В НСО он порядка 12%, а по федеральной программе в аренду может быть передано до 30% лесов региона».

   
   

Однако чиновник не убедил депутатов. Член фракции «Единая Россия» Олег Сметанин предложил губернатору прямо на сессии снять с постов ответственных в этой сделке Вячеслава Дубовицкого и Василия Пронькина. Это предложение одобрили большинство депутатов.

В свою очередь губернатор признал, что Василий Пронькин «не в полной мере справился с миссией кураторства», и 27 июня он снят с должности зампредседателя регионального правительства и назначен министром сельского хозяйства. Началась служебная проверка. Для этого в правительстве создали рабочую группу. Владимир Городецкий обратился в правоохранительные органы, которые также проведут расследование на предмет коррупционности. До конца проверки Вячеслав Дубовицкий останется на должности начальника департамента лесного хозяйства.

Глава фракции КПРФ Владимир Карпов сомневается, что в этой сделке участвовали только двое. По его мнению, первый вице-премьер Владимир Знатков вряд ли был не в курсе такой сделки.

«Ваши министры и заместители слишком часто ошибаются. Насколько они вообще подотчётны губернатору?» – поинтересовался заместитель председателя фракции коммунистов Вадим АГЕЕНКО.

Зампредседателя бюджетного комитета Юрий ЗОЗУЛЯ согласился с коллегами: «Халатность – это калька с того, что делается в области на протяжении последних 10 лет.
Я считаю, что пришло время менять сложившуюся систему».

Смотрите также: