В Новосибирске строители требуют изменить федеральный закон из-за самолётов

В регионах России могут остановить стоительство жилых домов, детсадов, школ и поликлиник из-за нового закона о приаэродромных территориях (ПАТ), который обеспечивает безопасность полетов и обеспечивает комфорт проживания граждан вблизи таких объектов.

   
   

Изначально закон, принятый в 2017 году, создавали для Новой Москвы, где строительство жилых домов начали вести вблизи аэропортов. Однако в итоге с принятием закона пострадали регионы, где строительство на тот момент уже велось возле таких объектов. На разработку и постановку на кадастровый учет границ приаэродромных территорий регионам дали три года. Однако многие регионы РФ до сих пор игнорируют этот закон, несмотря даже на предписания прокуратуры. 

Участники строительного рынка обсудили проблему 10 ноября на круглом столе, организованном Ассоциацией строительных организаций Новосибирской области (АСОНО). По информации президента Союза строителей Новосибирской области, руководителя Совета АСОНО Максима Федорченко, в России насчитывается 425 аэродромов (170 гражданских, 122 военных, 125 аэродромов совместного базирования, 8 экспериментальных).

Пока границы ПАТ не установлены, строительство вблизи аэродромов и в районе полос воздушных подходов к ним застройщики Новосибирска согласовывают с руководством Новосибирского авиационного завода им. Чкалова (экспериментальный аэродром), с Росгвардией (государственная авиация) или Росавиацией (аэропорт Толмачёво). Как отметила ведущий юрист АСОНО Мария Митяшина, согласование выдается при наличии положительного заключения Роспотребнадзора и учитывается, в первую очередь, уровень шума от самолетов.

Проблема возникает в основном во время строительства возле военных аэродромов, так как их точные границы и санитарно-защитные зоны неизвестны и охраняются гостайной. В итоге Роспотребнадзор отказывает в получении заключения, а организация, в ведении которой находится аэродром госавиации, отказывает в предоставлении согласования.

К примеру, в такую ситуацию попала компания «Брусника», начавшая строительство у военного аэродрома Гвардейский. Позже Росгвардия отозвала свои претензии, а суды поддержали застройщика из-за отсутствия информации о санитарно-защитных зонах аэродрома. Но дело снова вернули в суд после кассационной жалобы прокуратуры.

Ожидалось, что новый закон решит проблему с приаэродромными территориями, четко обозначив их границы для застройщиков, и заключение Роспотребнадзора больше не понадобится. Но застройщики отмечают, что стало лишь хуже. 

   
   

Закон разделил ПАТ на 7 подзон. Шесть из них связаны с безопасностью полетов и контролируются аэропортами и аэродромами. На подзонах запрещено размещать объекты, которые не предназначены, к примеру, для обеспечения взлета и посадки воздушных судов (1-я подзона), обслуживания самолетов и пассажиров, обработки багажа и почты (2-я подзона), слишком высокие объекты (3-я подзона) и объекты, которые могут мешать работе навигационных систем (4-я подзона) и в целом влиять на безопасность полетов (5-я подзона), привлекать массовые скопления птиц (6-я подзона).

Юристы отмечают, что у них есть вопросы к делению по подзонам. Мария Митяшина считает, что для установления 3-й подзоны нет единых принципов для определения ограничений по высоте. Вызывает вопросы и 7-я подзона, которая направлена на обеспечение спокойствие ее жителей и ограничивает шумовые нагрузки. В других странах шумовую нагрузку замеряю внутри помещений, а в России снаружи. Кроме того, Максим Федорченко отмечает, что на любой улице можно  услышать шум от 60 дБ и выше, но строительство разрешается. 

«Если же ночью каждые полчаса пролетает самолет, который 5 минут шумит на 55 дБ — это шум современной электробритвы или обычного разговора, средний шум составит уже 45,6 дБ, территория попадает в 7-ю подзону, и на ней без проведения специальных шумозащитных мероприятий, которые невозможны, нельзя строить ничего. Вообще ничего», - сказал Федорченко.

К примеру, из-за нового закона в соседнем Иркутске муниципалитеты не могут получить разрешения на ввод уже построенных детсадов, а также ввести в эксплуатацию уже построенные дома с выданными ранее разрешениями.

В Новосибирской области пока ни одной ПАТ не установлено, однако проекты готовятся. Об этом сообщил начальник управления архитектуры и градостроительства министерства строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов. В частности, проект ПАТ разработали в аэропорту Толмачёво, но были выявлены замечания. По оценке минстроя, зона распространялась на около 3 млн квадратных метров жилья по выданным и перспективным площадкам.

При этом застройщики удивлены, что власти пытаются защтить потенциальных жителей зон от дискомфорта, при этом тысячи людей уже живут в «опасных» зонах десятилетиями. Участники круглого стола намерены обратиться к органам федеральной власти, а также депутатам Госдумы.