«Мы ходим по кладбищу». Прошло два года со взрыва газа в доме Новосибирска

Трагедия, произошедшая 9 февраля 2023 года, унесла 15 человеческих жизней. © / АиФ-Новосибирск

С момента трагедии на улице Линейной в Новосибирске прошло два года. 9 февраля из-за взрыва газа в доме погибли 15 человек. За несколько дней до ЧП по квартирам ходили лжегазовщики Ирина Урбах и Евгений Кавун, которые меняли жителям газовые трубки. Сейчас на месте когда-то жилого дома находится пустырь, новосибирцы же обходят это место стороной, так как считают его настоящим кладбищем. Что произошло в тот роковой день, и как сейчас с трагедией справляются местные жители – в материале nsk.aif.ru.

   
   

Что происходило сразу после взрыва

Все произошло рано утром 9 февраля 2023 года в пятиэтажном панельном доме по улице Линейная, 39 в Заельцовском районе Новосибирска. Сначала жители соседних домов подумали, что во дворе загорелась чья-то машина, однако все оказалось намного хуже. В одной из квартир дома произошел взрыв газа, в результате которого обрушилось практически два подъезда, начался пожар. Погибли 15 человек, еще девять, в том числе дети, получили различные травмы и отравление угарным газом.

Как выглядел дом №39 по улице Линейная после взрыва газа. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Густаво Зырянов

По данным главы МЧС России по Новосибирской области Виктора Орлова, эпицентр взрыва находился в квартире на третьем этаже одного из подъездов. А многие жильцы дома ранее жаловались на запах газа.

На месте происшествия работали спасатели, которые разобрали завали и обрушили нависшие конструкции верхнего этажа.

Как проходил суд над лжегазовщиками

После взрыва газа в доме на Линейной Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 3 ст. 238 УК РФ). В ходе расследования силовики задержали двух омичей – на тот момент 25-летнего Евгения Кавуна и 45-летнюю Ирину Урбах.

Как выяснилось, за несколько дней до взрыва они ходили по квартирам с поддельными документами и искали людей, которых можно было обмануть. За свои услуги они брали с жителей 1600 рублей.

7 января прошлого года в Заельцовском районном суде начали рассматривать уголовное дело. Точка была поставлена только в ноябре.

   
   
Взрыв произошел в квартире Марии Бобровой, в которой ранее Евгений Кавун менял шланг. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Густаво Зырянов

Во время многочисленных заседаний защита подсудимых уверяла, что доводы гособвинителя были основаны всего лишь на предположениях, «которые не могут быть положены в основу обвинительного приговора». Поэтому адвокаты просили вынести в отношении подзащитных оправдательный приговор.

Однако следствие посчитало, что именно некачественная замена шланга на втором этаже у пожилой женщины Марии Бобровой привела к взрыву газа. Женщина стала одной из 15 жертв трагедии. Тем временем адвокат Ирины Урбах Виталий Попов утверждал, что в квартире, где произошел взрыв, кто-то после смены газового шланга Кавуном снова поменял его.

Свой аргумент он подкрепил тем, что 8 февраля 2023 года соседка видела Марию Боброву с пакетом, в котором был черный резиновый шланг. Защита была уверена, что это тот самый шланг, который устанавливал Кавун. Предположительно, если бы соединение было не герметичным, то утечку и запах жители бы почувствовали сразу.

Последнее слово Кавуна и обвинение в фальсификации

На одном из последних заседаний обвиняемый Евгений Кавун заявил, что сомневается в версии следствия. По его словам, в 2020 году он проходил специальное обучение, а его допуск действителен до 2025 года. Более того, все его оборудование было сертифицировано. А в выводах специалистов он сомневается, так как эксперт не смог объяснить, почему в 21 квартире люди пострадали меньше, чем в других.

Подсудимые так и не признали свою вину. Фото: "АиФ-Новосибирск"

Обвиняемый также утверждал, что к трагедии мог привести износ оборудования. Свою непричастность к случившемуся он объяснял тем, что ранее уже работал в Новосибирске и по всем адресам не было выявлено ни одного нарушения.

Более того, во время своего выступления Кавун заявил, что постановление о привлечении его в качестве обвиняемого от 21.11.2023 было подменено на другое.

«Получается, что следствие заранее решило сделать меня виновным по этому уголовному делу. За все время моих допросов я ответил на все вопросы, поставленные передо мной, но у меня осталось много вопросов, на которые так никто не дал мне ответ», - говорил подсудимый.

Однако потерпевшие словам Евгения Кавуна и его защиты не поверили. К примеру, Татьяна Мурзина, потерявшая во время взрыва сноху и 2-летнюю внучку. Глава семейства в это время был в другой комнате. Женщина считает, что если бы лжегазовщики не пришли в дом на улице Линейной, то трагедии бы не произошло.

«Вы мне скажите, вы мне вернете моих девочек? Вот вы сидите такие холеные, с адвокатами. Вы мне ребенка вернете? Кто мне вернет ребенка, которому два года? Кто мне вернет сноху? Вы живы, а мы приходим на кладбище, и ребенок двухлетний смотрит на меня с памятника. Я никогда уже не услышу ни голоса её, ни обниму», — эмоционально прокомментировала женщина.

Высказала свою позицию и ещё одна местная жительница, которая видела последствия взрыва воочию.

«Мы сейчас ходим и живем рядом с кладбищем. Это не 16 человек погибло, это погиб целый дом (ещё одна женщина умерла через некоторе время после трагедии). И все окружающие люди до сих пор ходят и страдают от этого. Мы даже не ходим по этой территории, там сделали дорожку, никто не пересекает территорию этого дома ни в каком направлении. Даже чужие не ходят там. У меня никто не погиб, но меня трясет до сих пор», — высказалась пенсионерка.

Какой приговор назначили обвиняемым

Приговор лжегазовщикам вынесли в Заельцовском районном суде 26 ноября. Ранее прокурор запрашивал по 10 лет и 4 месяца для каждого. В итоге суд признал подсудимых виновными и назначил Евгению Кавуну 10 лет и 3 месяца, а Ирине Урбах 10 лет в колонии общего режима. Помимо этого, с них в пользу потерпевших взыскали более 12,5 млн рублей в счет компенсации морального вреда.

Приговором остались недовольны обе стороны – потерпевшие и подсудимые. Жители дома на Линейной считают, что лжегазовщики понесут слишком мягкое наказание, а последние уверены в своей невиновности. Обе стороны собирались обжаловать такой приговор.

В декабре 2024 года адвокат Евгения Кавуна подал апелляцию на приговор по делу о взрыве газа на Линейной. Защита считает, что суд нарушил нормы закона, сообщал ТАСС.

«Выводы суда противоречат исследованным в судебном заседании доказательствам», — указано в тексте апелляционной жалобы.

Так, защита настаивает на отмене приговора, требуя вернуть дело прокурору и назначить взрывотехническую экспертизу. Также подать апелляцию собиралась и вторая осужденная Ирина Урбах.

«Я был будто в пьяном бреду»

После взрыва дома по улице Линейной, 39 прошло два года. Но события 9 февраля все помнят отчетливо. Местный житель Александр (имя изменено) в тот день по обыкновению выгулял ранним утром собаку. Сел позавтракать и услышал страшный грохот. Сначала пенсионер подумал, что где-то взорвалась машина, а потом увидел, как разбились окна.

Сейчас на месте когда-то жилого дома находится пустырь. Фото: "АиФ-Новосибирск"

«У меня разбились наружные стекла на кухне. Пошел в комнату, а там насквозь два стекла выбиты, долетело до дивана. Аж мурашки по коже. Стал кричать, спрашивать, что случилось. Мне в ответ: «Взрыв газа». Все кричали, просили вызвать скорую помощь, спасателей», - рассказал журналисту АиФ-Новосибирск Александр.

Сибиряк уточнил, что все было в пламени, а потом в пару. Потом приехали спасатели, которые пытались вытащить из-под обвалов жильцов. От страха даже кошка Александра спряталась под шкафом.

Новосибирцы обходят пустырь стороной, кто-то даже называет его "кладбищем". Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Дарья Мурыгина

«Около 10 часов позвонила сноха, спросила все ли в порядке. А я не смог ничего ответить, как будто в пьяном бреду был. Потом 21 день жил без стекол, просто с натянутой пленкой. Теперь у меня постоянно насморк. Как трубы и панели везли, все слышно было, с полпятого вечера до полпятого утра», - вспоминает пенсионер.

Мужчина также считает, что приговор лжегазовщикам вынесли слишком «мягкий», так как «почти два года они уже пробыли в СИЗО». По этой причине некоторые потерпевшие подали апелляции.

«Это единичные апелляции. Подают те, кто сильно пострадал. Ответа пока нет», - рассказала одна из потерпевших Анна Б.