«Очень воспитанные». Сибирячку более 10 лет сопровождает собака-поводырь

Надежда Корнеева поделилась своей историй с изданием «АиФ-Новосибирск». © / Предоставлено героем публикации

Жительница Новосибирска Надежда Корнеева уже более 16 лет незрячая, передвигаться по городу ей помогают специально обученные питомцы. Для женщины такая собака стала не просто проводником, а частью жизни. О том, с какими трудностями передвижения иногда может столкнуться человек с ОВЗ Надежда рассказала журналисту nsk.aif.ru.

   
   

«Без собаки-проводника жизнь не представляю»

Надежда Корнеева потеряла зрение в возрасте 20 лет. Но ходить с собакой она начала не сразу, долгое время она не могла прийти в себя. Более 10 лет нашей собеседнице помогали две собаки: Дезара и Ульфи. Первым питомцем для нее стала Дезара, с которой сибирячка была около 9 лет. Надежда заботилась о собаке, а та в свою очередь, оберегала любимую хозяйку от опасностей на дороге. Когда Дезары не стало, сопровождать Надежду начала Ульфи – родственница Дейзи. Большую часть времени проводник находится с хозяйкой, поэтому сибирячка относится к любимому питомцу, как к ребенку, которому тоже нужны уход, ласка и забота.

Вместе с любимой собакой Надежда путешествует и посещает заведения. Фото: Предоставлено героем публикации

«За это время у нас было много всего. Без собаки-проводника я свою жизнь не представляю, потому что она – это основополагающее звено в моей жизни. Без нее я не могла бы передвигаться совершенно. За 9 лет у нас сложился прекрасный тандем. Мы стали понимать друг друга с полужеста и полуслова», - объяснила собеседница.

С первой собакой Дезарой сибирячка успела окончить медицинский колледж с красным дипломом. Даже во время сдачи экзаменов Дейзи не отходила от хозяйки ни на шаг, а преподаватели шутили, что диплом будут вручать обеим – Надежде и собаке.

Дейзи - первая собака Надежды. Фото: Предоставлено героем публикации

Последние 4,5 года Надежду сопровождает Ульфи. С ней сибирячка ежедневно ходит на работу. Изучили маршрут они очень быстро, практически за 2 раза. И стали ходить туда самостоятельно, без помощи зрячего человека.

Надежда с Ульфи. Фото: Предоставлено героем публикации

«Мы прошли через многое. Ведем очень активный образ жизни: ходим в театр, на выставки, путешествуем и даже осуществили заплыв на сапах (Ульфи была первой в мире собакой-проводником, поставленной на сап). А два года назад летали в Санкт-Петербург на Всероссийскую конференцию, посвященную собакам-проводникам», - рассказала женщина.

Хозяйка и Ульфи на сапах. Фото: Предоставлено героем публикации

В рамках конференции Надежда с Ульфи посетили Петергоф и множество достопримечательностей, даже Эрмитаж. Дело в том, что до этого музей не посещала ни одна собака.

   
   
Надежда и Ульфи на Всероссийской конференции, посвященной собакам-проводникам. Фото: Предоставлено героем публикации

Сопровождение в общественном транспорте

Практически ежедневно Надежда с Ульфи ездят на общественном транспорте, не исключая метро. В новосибирском метрополитене существуют специальные правила для пассажиров с собакой-проводником. Хозяин с поводырем имеют право подниматься и спускаться только по резервному эскалатору, который перекрыт шлагбаумом или лентой. По словам Надежды, Ульфи очень любит ездить в метро.

Героиня материала со своей собакой. Фото: Предоставлено героем публикации

Вообще наша собеседница со своей собакой очень активно передвигаются по городу. Ульфи всегда показывает препятствия, встречающиеся по пути, причем бывают они совершенно разные, трех видов. Нижнее - лестница, бордюр, яма, канава, рельсы; узкие – турникет в метро, 2 припаркованные машины; верхнее – шлагбаумы, ветки, цепи. Собака фиксирует все: от ног до головы хозяина. Перед препятствием проводник обязательно останавливается.

У Надежды с Ульфи не возникает проблем во время перелетов. Фото: Предоставлено героем публикации

Собеседница вспоминает, что раньше проблем было больше: не пускали в магазины и кафе, а в общественном транспорте заставляли рассчитываться за собаку, несмотря на то, что поводырь имеет право передвигаться на любом виде транспорта совершенно бесплатно. Это связано с тем, что люди были меньше информированы о собаках-проводниках. Однако теперь многие знают, что это за собака и для чего она нужна.

Очень давно с Надеждой произошел курьезный случай в гипермаркете. Они с супругом собирали покупки в пакеты, а Дезара стояла рядом (во всей амуниции).

Героиня материала со своим супругом и Ульфи. Фото: Предоставлено героем публикации

«И кто-то из рядом стоящих женщин шепнул: «Смотри, смотри, ездовая собака!». Мне хотелось повернуться и сказать: «Сами вы, тетеньки, ездовые», - рассказала с улыбкой героиня материала.

Как водители такси реагируют на собаку-поводыря в салоне

Если говорить о том, как незрячие люди передвигаются с собаками-поводырями на общественном транспорте, то отдельно стоит упомянуть такси. Надежда призналась, что в дождливую и грязную погоду им с Ульфи комфортнее передвигаться именно на нем.

Собака Надежды. Фото: Предоставлено героем публикации

Раньше, отмечает сибирячка, ей нередко попадались водители, которые отказывались везти ее вместе с собакой, якобы животное могло испортить салон автомобиля. Были и те, кто просто разворачивались и уезжали. Сейчас процент таких водителей стал минимальным – таксисты стали намного доброжелательнее.

«Теперь в приложении Яндекс появился экран специальных возможностей. Там мы можем выбрать опцию «буду с собакой-проводником». Водителя заранее проинформируют о том, что в салоне будет ехать особенная собака», - объяснила женщина.

Ульфи, когда запрыгивает в машину, всегда норовит «поздороваться» с водителем, лизнув его в щеку. Надежду эту ситуация забавляет, она отмечает, что таксист на такой жест собаки улыбается.

Кроме приятных водителей, героиня материала отметила, что некоторые поездки на такси ей обходятся совершенно бесплатно.  Это стало возможным благодаря социальному проекту Яндекса «Помощь рядом», который предоставляет бесплатные поездки на такси для подопечных НКО.  

Любимый питомец Надежды. Фото: Предоставлено героем публикации

«Наш куратор из фонда «Действуй» несколько раз в месяц вызывает нам такси бесплатно. Хочу поблагодарить проект, фонд и куратора Игоря Мельникова за то, что у нас сейчас появилась такая возможность», - уточнила собеседница.

За время сотрудничества с такси у сибирячки был опыт взаимодействия с глухим водителем. Для Надежды это стало большим удивлением, когда куратор сказал, что водитель не слышит. Она сразу подумала, как будет происходить общение, так как Надежда не видит, а водитель – не слышит.

«Таксист оказался замечательным. Он довез, как положено. Только я переживала, где он остановится, потому что объяснить он мне не может, а я не понимаю, где он едет», - рассказала героиня материала.

Но переживания оказались напрасными, и водитель остановился в нужном месте. В конце он аккуратно пожал ей руку, предполагая, что все хорошо.

Фото Дезары - первой собаки героини материала. Фото: Предоставлено героем публикации

Это не единственный случай, когда Надежде Корнеевой попадались приятные и понимающие водители. Например, однажды, в сырую погоду таксист сначала вылил с салонного коврика грязь, а только потом предложил Ульфи запрыгнуть в машину.

«Зачастую водители очень внимательные и доброжелательные. Хорошо, что есть экран специальных возможностей, с помощью которого можно указать, что человек будет с белой тростью. Еще есть опция «помогите найти машину». Тогда таксист уже понимает, что пассажир будет незрячий и ему потребуется помощь при посадке», - добавила Надежда Корнеева.

«На таких заказах трудностей не бывает»

Журналист «АиФ-Новосибирск» связался с водителем Яндекс такси Евгением, у которого был опыт взаимодействия с незрячими пассажирами, которых сопровождают собаки-проводники. Мужчина отметил, что такие заказы почти ничем не отличаются от привычных. Собака в салоне авто его ничуть не смущает.

«На заказ приезжаешь, видишь человек с собакой стоит. Я выхожу, помогаю сесть сначала пассажиру, потом в ноги к нему садится поводырь. Они хорошо обученные и все знают. Проводники сидят и почти не двигаются на протяжении маршрута», - рассказал Евгений.

Он добавил, что в приложении видит, что пассажиром на заказе будет незрячий человек с собакой-проводником. При этом мужчина отметил, что такие поездки ничем не отличаются от любых других, просто нужно проявить больше внимания к пассажиру.

На вопрос, сталкивался ли он с трудностями во время такой поездки, Евгений ответил: «Трудностей не было никогда. Все проходило спокойно, даже в первый раз».