«Рэп - это не музыка». Дина Кирнарская о музыкальном влиянии на детей

Дина Кирнарская рассказала о том, как музыка влияет на умственные способности. © / "АиФ-Новосибирск"

Новосибирск посетила Дина Кирнарская, заведующая кафедрой истории музыки, проректор Российской академия музыки (РАМ) им. Гнесиных. Одно из направлений деятельности искусствоведа – развитие музыкальных способностей у детей. Советами и мнением по поводу влияния музыки на молодежь Дина Константиновна поделилась во время беседы с журналистом «АиФ-Новосибирск».

   
   

«Новосибирск – не чужой город»

Дарья Мурыгина, nsk.aif.ru: Дина Константиновна, бывали ли вы ранее в Новосибирске? С какой целью приехали в этот раз?

Дина Кирнарская: Новосибирск для меня не чужой город, хотя впервые я была здесь в свои 13 лет. Я уже тогда занималась музыкой и с радостью приняла приглашение посетить сибирский город от моего родного дяди Григория Орлова, который в тот момент был вторым дирижером в Новосибирском театре оперы и балета (НОВАТ). Он страшно радовался, что попал для работы именно в Новосибирск. Раньше он работал в оперных театрах Воронежа и Саратова – тоже замечательные города, но Новосибирск классом выше, тем более что в те годы Академгородок гремел на всю страну и был достаточно новым и очень престижным проектом.

Дина Кирнарская занимается развитией музыкальных способностей у детей. Фото: "АиФ-Новосибирск"

Кстати, я до сих пор очень благодарна своему дяде за приглашение и богатую культурную программу в городе, которой он насытил мой приезд. Как раз в тот период моя мама была сильно против моего выбора будущей профессии - музыкальной специальности – и посещение спектаклей и театров Новосибирска помогли мне утвердиться в своих намерениях. Так что ваш город для меня – место, связанное с позитивными событиями.  

Второй раз я посетила Новосибирск через много лет, в прошлом году, будучи уже состоявшимся в профессии человеком. Меня приглашал Сбер для чтения лекции об искусстве, людях в искусстве и влиянии искусства на бизнес. В этот раз я также здесь по приглашению этой компании – рассказываю об искусстве в рамках HR-конференции «Сибирь для человека, регион – для бизнеса».

- Выходит, музыка, искусство сопровождает вас всю жизнь. Да и каждого из нас, если подумать… Вы, к слову, неоднократно в своих интервью рассказывали, что занятия музыкой очень полезны, особенно детям. Они развивают в ребенке лидерские качества, собранность, выдержку?

- Действительно, музыка может повлиять на формирование человека. Как правило, это происходит бессознательно. Чем раньше ребенок начнет ее слушать, тем лучше. Одна музыка развивает одни качества, другая – другие. Важно все-таки осознанно подходить к тому, какие мелодии пускать в свою жизнь. Некоторые специалисты считают, что музыка – своеобразная форма терапии, то есть она способна лечить организм через психику, и, в отличие от таблеток и прочих медикаментов, музыка абсолютно безвредна и доставляет удовольствие.

   
   

«Нет вредной музыки»

- А что же касается рэпа, в котором бывают оскорбления и неприятные высказывания? Как он может положительно повлиять?

- Любая музыка влияет на человека. Конечно, есть некоторые раздражающие жанры, но иногда и они нужны. Жизнь настолько разнообразна, что нет такой музыки, для которой не нашлось бы сферы использования - они есть на все случаи жизни.

Фото: "АиФ-Новосибирск"

Что же касается рэпа - это поэтический жанр, это не музыка. Это устная, ритмическая поэзия. По сути, отсылка к давним временам, когда писать не умели, а запомнить слова хочется. Сама по себе поэзия – сложна, читать стихи не просто. А в рэпе -   акцент на ритме.

Не стоит думать, что только классика облагораживает, а, например, рок – портит. Нет. Есть и очень талантливая рок-музыка, и бездарная классическая. В общем, нет никакой вредной музыки, вся она – чудесная и полезная. Нет плохого жанра, кроме скучного.

Какую музыку слушать детям?

- Стивен Кинг говорил: «Если вы хотите научиться писать книги, вы в первую очередь должны их читать». В случае с ребенком - начинать нужно с прослушивания музыки или сразу брать его за руку и вести в музыкальную школу? И если слушать музыку, то какую?

- Нужно сначала слушать музыку – это лекарство от всего. Детям начинать слушать музыку желательно еще до рождения. Для этого существуют абсолютно бесспорные произведения. Например, все произведения эпохи барокко – Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди. Классицизма – Вольфганг Моцарт, на котором, кстати, «легкая» музыка кончается: Бетховен несколько сложнее для восприятия, нежели Моцарт. Есть и более ранняя музыка - 16 века: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Жоскен Депре. Она безумно полезная и страшно расслабляющая, уносящая к Богу.

Авторы этой музыки были очень верующими. Они рождались с этой верой и несли ее в себе всю жизнь, переливая ее в свои произведения. С этой музыкой можно «вдохнуть» эту веру. Поэтому если хотите быть выше к небесам, нужно слушать современников Микеланджело, Рафаэля и Леонардо. Ведь мы даже не знаем, что слушали эти титаны возрождения.

Поэтому сначала дети должны слушать музыку, а потом уже идти в музыкальную школу. Уже там нужно учиться и терпению в том числе, ведь математике тоже сложно научиться. Как-то в очередной период моего пребывания в Гарвардском университете, один из нейробиологов в моем присутствии заявил о том, что через год после музыкальных занятий мозолистое тело мозга, или простыми словами, «перемычка» между мозговыми полушариями увеличивается на 25%. Как пример: если человек не может выразить то, что как бы «вертится на языке», значит, между полушариями не работает эта «перемычка». Так что только за один год музыкальных занятий ребенок может стать умнее в значительной степени.

Фото: "АиФ-Новосибирск"

Я считаю, учитель должен выстраивать процесс занятий так, чтобы учеба ребенку не казалась тяжелой, трудной. Если педагог нацелен на то, чтобы ученику не было сложно и скучно, то к нему можно и нужно вести своего ребенка. Только тогда он получит от музыкальных занятий все то, что должен получить – удовольствие, тягу к знаниям, умственную гибкость, улучшение пространственного мышления и т.д.

- Что же помогает при развитии пространственного мышления?

- Существует так называемый «Моцарт-эффект». В 90-х годах некая Фрэнсис Раушер поставила эксперимент над двумя группами людей, у которых одновременно замерили пространственный интеллект. Одна группа слушала Моцарта, а вторая – другого композитора. В итоге на 10% успешнее прошли задания участники той группы, в которой слушали Моцарта.

Моцарт гармонизует мозговые ресурсы, нацеленные на представление пространства. Его музыка очень прозрачна, вы как будто и слышите, и видите одновременно. Причем даже есть конкретное произведение Моцарта, которое необходимо слушать для улучшения умственных способностей, - это Соната D-dur Ре мажор для фортепиано в четыре руки.

Речь родилась позднее музыки. У древних людей не было речи, они мычали, пищали и вскрикивали. И лишь потом эта странная «речемузыка» превратилась в знакомую нам словесную речь. Так что речевые навыки берут свое начало в музыке. Музыка помогает обучению языкам, ведь музыка поддерживает те мозговые центры, которые отвечают за речь. Еще она может поддержать многоканальное мышление, например, когда информация поступает из разных источников; музыка поможет не путаться, потому что в музыке всегда имеются разные звуковые потоки, которые мы подсознательно координируем. То есть, музыка совершенствует умственные навыки: вот почему практически все нобелевские лауреаты занимались искусством и в детстве, и позже тоже, а некоторые не бросали занятия искусством, и в том числе музыкой, всю жизнь.  Можно сказать, что у человеческого мозга есть интимная связь с искусством, поскольку искусство старше науки, и мозговые операции, которые нам нужны в жизни, сформировались в недрах искусства. Так что, занимаясь искусством, мозг погружается в ту среду, что его породила, и начинает чувствовать себя более уверенно.