«Тут какой-то лес, да?» В катастрофе с грузовым самолетом чудом выжили двое

foundin_a_attic. / Flickr.com

В среду, 13 августа 1969 года, самолет Ан-12 осуществлял грузовой рейс по маршруту Тикси — Новосибирск — Москва. Однако при подлете к новосибирскому аэропорту у самолета начались неполадки с двигателем. В итоге воздушное судно рухнуло в лес и разрушилось. Из шести членов экипажа выжили только двое. Подробности авиакатастрофы — в материале nsk.aif.ru.

   
   

Налетал более 3 тысяч часов

Самолёт Ан-12 был выпущен Ташкентским авиационным заводом 26 июня 1966 года. В том же году был совершен первый полёт, после чего судно передали ВВС СССР. Затем, 21 мая 1967 года, он был передан Шереметьевскому ОАО Полярного УГА авиакомпании «Аэрофлот». Воздушный транспорт был оснащен турбовинтовыми двигателями АИ-20М. К моменту катастрофы он совершил 1202 цикла «взлет-посадка», а также налетал 3172 часа.

В тот роковой день самолет выполнял грузовой рейс по маршруту Тикси — Новосибирск — Москва. Самолётом управлял экипаж из 247-го летного отряда: командир — Владимир Чудный, второй пилот — Уар Курбатов, штурман — Григорий Король, бортмеханик — Михаил Муратов, бортрадист — Сергей Пьянков, бортпроводник — Владимир Сухотин.

До этого борт уже выполнил другой рейс по маршруту Тикси — Чокурдах — Мыс Шмидта и вернулся обратно в Тикси. А 12 августа самолёт после дозаправки авиатоплива начал выполнение рейса Тикси — Новосибирск — Москва. На борту в тот момент были шесть членов экипажа и 9900 килограммов груза, а общий взлётный вес воздушного судна составлял более 61 тысячи килограммов.

Погода в Тикси была плохая

Так, 12 августа в 20:45 рейс вылетел из Тикси Республики Саха, но в ходе разгона по ВПП двигатель № 4 не вышел на взлетный режим и работал на номинальном режиме. Взлёт был в сторону моря, поэтому пилоты решили продолжить.

После набора высоты 400 метров экипаж перевел двигатели на номинальный режим, однако показания одного из двигателей не изменились. По этой причине у самолета был большой полётный вес. Погода в Тикси, тем временем, была плохая. Тогда командир решил следовать по маршруту в район хорошей погоды. После того, как самолёт занял высоту 7800 метров, командир убедился в работе двигателя № 4, и судно продолжило полёт до Новосибирска.

Командир самолёта продолжал докладывать об остатке топлива — Хатанга на 5 часов 40 минут, Алыкель на 4 часа, Подкаменная Тунгуска на 3 часа 20 минут. Когда судно приближалось к аэропорту Толмачево, топлива должно остаться 3 тонны.

   
   

После Алыкеля самолет занял эшелон 8400 метров, а после Подкаменной Тунгуски — 7800 метров. В 0:14 экипаж получили разрешение на снижение к Новосибирску. Спустя пару минут двигатель перестал функционировать, поэтому пилоты собирались его флюгировать — поворачивать лопасти судна. Уже в 00:29 судно пошло на снижение. В 00:45 пилоты получили разрешение на снижение до 500 метров. Ещё через пять минут экипаж выпустили шасси, самолёл начал выполнять третий разворот. Затем авиадиспетчер поручил экипажу выполнять четвёртый разворот.

«Тут какой-то лес, да?»

Однако в 00:52 возникла экстренная ситуация, командир сообщил: «Сажусь на вынужденную, все четыре — слабый режим». Ещё через пару секунд один из пилотов произнес последнюю фразу: «Тут какой-то лес, да? А...?»

Затем связь с рейсом оборвалась. Сам самолёт нашли позже в лесу недалеко от Новосибирска. Он был разрушенным и частично сгоревшим — врезался в деревья и на протяжении 300 метров получал повреждения. И в итоге правым креном рухнул на землю.

Почти весь экипаж погиб — командир, второй пилот, бортмеханик и бортпроводник. Причём последний был выброшен из разрушающегося самолета. Выжили только штурман и бортрадист — за пару секунд до катастрофы они перешли в кабину сопровождения.

Причина катастрофы

После трагедии было проведено расследование, чтобы выяснить причину катастрофы. Комиссия сделала вывод, что всё произошло из-за технической неисправности. Однако представители МАП СССР с этим не согласились. Они считают, что причиной авиакатастрофы стали ошибки при техническом обслуживании самолета.

Министерство авиационной промышленности отмечало, что после подробного исследования двигателей был сделан вывод — отказ управления произошёл из-за заклинивания дроссельного крана командно-топливного агрегата КТА-5Ф по причине его коррозии. Более того, в авиатопливе оказалась морская вода.