Оперный театр в Новосибирске хотели соединить с мэрией

Сфинксы и Ленин

   
   

Мало кто из горожан знает, что Новосибирск мог обрести совсем иной облик.

Например, проект площади Ленина. В середине XX века была идея соединить оперный со зданиями мэрии и НГАХА изящной линией колонн. Так площадь стала бы единым архитектурным комплексом. В 1937 году двое авторов предложили на конкурс проектов по реконструкции фасада горсовета оформить его выносными колоннами с монументальными скульптурами на вершинах. А один из студентов-архитекторов создал смелое решение для ГПНТБ. По его задумке, площадь Пименова могла быть украшена грандиозным строением высотой 58 метров, похожим на столичные сталинские высотки. А у входа — каменные сфинксы. На крыше он планировал установить фигуры вождей коммунизма, а по фасаду — фигуры мыслителей и философов прошлого.

Все эти смелые планы смело в 1955 году знаменитое Постановление Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Зодчим пришлось усмирить фантазию и строить куда более скромные здания. Больше никакой лепнины, колонн, причудливых фонтанов и скульптур. Только экономичные типовые здания, похожие друг на друга, как близнецы.

А чертежи и акварели смелых проектов много лет пылились в архивах, но в этом году их решили показать новосибирцам.

— Открою секрет: вообще из того, что мы рисуем, только 10% реализуется, а то, что не реализуется, требует серьёзных денег, — делится Владимир Фефелов, главный архитектор Новосибирска, ставший одним из первых зрителей выставки.

   
   

Остались на бумаге

В числе любопытных экспонатов генплан Новосибирска от 1928 года. Удивительно, но уже тогда проектировщики очень точно предсказали темпы развития мегаполиса. По их предположению, к 1942 году в городе должно проживать 500 тысяч человек, к 1972-му — 1,350 млн человек. И между прочим, частично этот первый генплан реализовали. Начали застраивать левобережье, заложили основные городские центры (площади Ленина, Маркса и Пименова), устроили скоростные магистрали (Вокзальную и Октябрьскую), соорудили первый коммунальный и второй железнодорожный мосты. Но в некоторых пунктах от плана отступили. Например, на левом берегу Оби должны были возникнуть маленькие рабочие посёлки. Но во время ВОВ и после неё там так мощно развернули производство, что понадобилось срочно строить дома-коммуны и автомагистрали. Кроме того, в генеральном плане 1928 года подразумевали экономию и хотели сохранить большинство домов частного сектора.

А главное разочарование сегодняшнего времени — из лесных и речных зон не смогли вынести промышленные предприятия, хотя проектировщики и заявляли, что сделать это необходимо. Да и более поздние планы зодчих потеряли надежду сбыться. Когда речку Каменку прятали в подземную трубу, над ней архитекторы предлагали разбить большой парк. Но сегодня эту территорию инвесторы застраивают жилыми домами и деловыми центрами.

Зато в одном из залов гости выставки могут увидеть редкую в наше время технику проектирования — макеты будущих зданий из картона и бумаги. На столах разместились игрушечного размера православный духовный центр в Академгородке и православная гимназия. Возможно, в ближайшем будущем они появятся в реальной жизни. 

Смотрите также: Резные наличники «деревянного» Новосибирска. Фотопутешествие