Заслон для контрабанды поставили новосибирские таможенники

Накануне 23 февраля корреспондент «АиФ на Оби» отправился в таможню. Здесь идёт тихая война за нашу безопасность. Вместе с инспекторами таможни на страже стоят и собаки.

   
   

Четвероногие инспекторы

Зал прилёта аэропорта Толмачёво заполняется людьми. По большому конвейеру едут чемоданы. Однако взять свои вещи можно будет только после того, как каждый баул обнюхает собака. Именно так на новосибирской таможне ищут опасную контрабанду: наркотики, «соли» и курительные смеси.

«Попытки ввоза «солей» и других опасных синтетических наркотиков из Китая, — говорит Александр БЕЗЛЮДСКИЙ, начальник Сибирской оперативной таможни, в последнее время выросли в десятки раз. В этом году только в Новосибирске конфисковали более 7 килограммов «соли» — это несколько тысяч доз.

Наркотики прячут в бытовую технику или в свой желудок, глотая упаковки. «Глотателей», как правило, инспекторы сразу замечают».

Сегодня рейс, прилетевший из Бишкека, в зале аэропорта Толмачёво встречает добродушный чёрный лабрадор. У него сложное имя — Юнкор Элегант, но чаще его зовут просто Юкос. Лабрадор работает на таможне более четырёх лет. До заслуженной пенсии псу осталось служить два года.

Но если он будет хорошо себя чувствовать и качественно работать, то Юкоса оставят на службе ещё на несколько лет.

— Он любит работать, но самое любимое для него занятие — собачьи курсы повышения квалификации, — рассказывает его хозяин Дмитрий ГОМАН, государственный таможенный инспектор кинологического отдела. — В учебном центре ему дают множество интересных заданий. Новая обстановка, новая игра, новые тренировки — это ему очень нравится.

   
   

Юкос состоит на так называемой специально-разыскной службе, то есть он научен обнаруживать в провозимом грузе наркотики. Самое сложное для собаки — найти синтетический наркотик, потому что этот вид контрабанды обычно очень хорошо упакован. Но и с этим заданием пёс успешно справляется.

Собака, способная найти наркотик, сама должна быть наркоманкой? Этот вопрос рассмешил Дмитрия Гомана. Он качает головой: «Нет, конечно. Есть собаки, которые ищут оружие, взрывчатку, боеприпасы…

Их дрессируют на поиск особого запаха пороха или наркотика, и пёс ищет этот запах. Вся наша работа основана на игре, поощрении, что очень важно для этих преданных существ».

После службы четвероногих таможенников хозяева забирают к себе домой — иначе не будет полного взаимопонимания у человека и его пса. Давно замечено, что собаки, которые живут в вольерах, работают намного хуже домашних любимцев.

Что пытаются вывезти?

Из Казахстана в Новосибирск везут дизельное топливо и бензин низкого качества.

— Непонятно зачем, — недоумевает Александр Безлюдский, — класс этого топлива гораздо ниже, чем на автозаправках Новосибирска и области, а цена примерно такая же. К тому же этот вид топлива официально запрещён к использованию в России с 1 января 2013 года.

Нередко сибиряки пытаются привезти из Азии кастеты и сюрикены. Все потенциально опасные сувениры проходят экспертизу, которая должна выяснить, можно ли их использовать как холодное оружие. Много нарушений связано с тем, что везут огромное количество алкоголя. Один совершеннолетний человек может привезти в страну три литра алкоголя, ещё за два литра надо будет платить пошлину. Но везут вино в таком количестве, словно собрались открыть винный бутик! А после того как таможенники конфискуют излишки, возмущённые граждане нередко пытаются искать правду в прокуратуре. Но российское законодательство в этих случаях на стороне таможенников.

Основной поток контрабанды на экспорт из Сибири — нефрит. В Сибири, Бурятии и северных районах Иркутской области сосредоточено 90% всех нефритовых месторождений мира. В России нефрит не имеет высокой цены, а в Китае этот камень считается священным, культовым.

В Поднебесной цена на нефрит взлетает в несколько десятков раз. 1 кг этого камня там может стоить 20 тысяч долларов!

Юрий ЛАДЫГИН, начальник Сибирского таможенного управления, рассказывает: «Нефрит пытаются вывезти разными способами: прячут, красят, выдают за другой камень. Бывают попытки вывоза драгоценного камня в промышленных размерах. Например, на бурятской таможне остановили и проверили задекларированный груз нефрита. Оказалось, что вес камня превышает заявленные объёмы более чем на тонну!»

К слову, кроме собак в таможне давно уже применяют современные сканеры. Поэтому не стоит пытаться провезти запрещённый товар: его, скорее всего, обнаружат. В этом случае нарушителю грозят большие неприятности, вплоть до уголовного наказания.

Варвара КАНАЕВА