Депутаты обсудили реализацию госпрограммы по развитию сельских территорий

На заседании Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов обсудили проблемы реализации региональной госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области».

   
   

О проблемах реализации госпрограммы на примере своего района рассказал председатель Совета депутатов Болотнинского района Виктор Франк.

«Программа предусматривает выделение муниципальным образованием субсидий, а значит, предусматривается и субсидиарная ответственность: если один что-то не сделает, то пострадают все. Чтобы муниципальный район попал в программу, ему необходимо основное – проектно-сметная документация. Но ПСД требует затрат в несколько миллионов рублей, которых в подавляющем числе муниципальных районов нет. Крупные работодателей на селе, которые готовы сегодня вкладывать свои ресурсы, тоже есть не во всех районах. Соответственно, нет возможности уже на этом этапе попасть в программу», – подчеркнул Виктор Франк.

Еще одной сложностью для многих муниципальных районов области, по словам Виктора Франка, становится поиск софинансирования, даже если они уже попали в программу. «В бюджетах большинства районов таких средств нет, потому что бюджет районов состоит в основном из расходов на приоритетные задачи, то есть программа опять в «стопе», – объяснил Виктор Франк. По его мнению, необходимо создание конкурсной комиссии при Минсельхозе, либо совета, который рассматривал бы программы развития муниципальных образований, отбирал каждый год несколько районов, помогал им готовить ПСД и в прохождении всех процедур. Одной из проблем, тормозящих развитие программы, Виктор Франк назвал дефицит опытных специалистов.

Об успешном участии в госпрограмме рассказал председатель Совета депутатов Маслянинского района Вячеслав Ярманов. В своем докладе он отметил, что маслянинцы перенимали опыт у многих регионов страны, учились работать с этой госпрограммой.

«Умение участвовать в программах – это искусство, – заверил Вячеслав Ярманов. – Если рассматривать желание и возможности, я всегда ставлю в приоритет желание. Нужно ездить друг к другу не просто чтобы совещание провести и уехать, а взять себе лучшие практики».

Вячеслав Ярманов привел данные: общая сумма инвестиций в район из федерального и областного бюджетов с 2020 по 2023 годы составила 2,7 миллиарда рублей, из них 1,16 миллиарда принесла району программа «Комплексное развитие сельских территорий». На эти средства удалось реализовать программы улучшения жилищных условий граждан, построить жильё, пригласить на работу специалистов АПК, провести инженерное обустройство и благоустройство сельских территорий, запустить площадки комплексной застройки.

   
   

«На строительство жилья выделено 143,6 миллиона рублей – квартиры предоставлены 40 специалистам АПК и других сфер, – рассказал Вячеслав Ярманов. – На комплексную жилищную застройку было направлено 203 миллионов рублей (дороги, газ, водоснабжение, электроэнергия), проведено инженерное обустройство микрорайона «Молодежный» на почти 300 домовладений. Проведено 40 километров газопровода низкого давления в рабочем поселке Маслянино – стоимостью 126,1 миллиона рублей. В правобережной части в этом году дополнительно подключаем 1 098 домовладений. Коммунальный комплекс благодаря инвестициям сейчас безубыточный. Обновление основных фондов в теплоснабжении 99,5 процента. Замена по водоводам также подходит к 100 процентам».

Также Вячеслав Ярманов рассказал, что благодаря участию в программе комплексного развития сельских территорий в рабочем поселке Маслянино построен физкультурно-оздоровительный комплекс, там провели реконструкцию стадиона, проложили лыжероллерную трассу – единственную в сельских районах за Уралом.

Первый заместитель министра сельского хозяйства Новосибирской области Андрей Шинделов обрисовал картину в целом по области. По его словам, самые активные районы области по программе комплексного развития сельских территорий: Маслянинский, Тогучинский, Сузунский и Черепановский. «Хотелось бы акцентировать ваше внимание, что проекты сейчас проходят на федеральном уровне, если они многогранные и комплексные, – объяснил Андрей Шинделов. – Не монопроект, имеющий одну направленность. Раньше можно было с одним мероприятием заходить, и такие проекты могли быть поддержаны».

В качестве примера первый заместитель главы регионального Минсельхоза привел Краснозёрский район – комплексное развитие рабочего поселка Краснозёрское. Там по программе одновременно проводится реконструкция тепловых сетей, приобретаются автобусы, идет развитие спорта и культуры. «В Черепановском районе и школа, и газопровод, и спортивная площадка», – озвучил еще один пример Андрей Шинделов.

Председатель Заксобрания Андрей Шимкив согласился с озвученными проблемами: дефицитом опытных специалистов по вхождению в программу, нехваткой в районах области квалифицированных подрядчиков по строительству. Однако, спикер регионального парламента уверен, что отбирать два-три района в год – это тупиковый путь.

«У нас этих районов 30 в области, – напомнил Андрей Шимкив и привел пример Сузуна и Маслянино: – Я приехал в Сузун, а там школа № 301 строится – они сами вошли в программу комплексного развития сельских территорий. Я даже не знал об этом. В Маслянино я воочию видел множество объектов. У них есть чему поучиться. Они не стесняются – сами в Москву, в другие регионы едут, чтобы перенимать передовой опыт».

Решения Совета:

1. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Новосибирской области в течении I квартала 2024 года запланировать проведение совещаний с органами местного самоуправления Новосибирской области с целью оказания методической и практической помощи в реализации государственной программы Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области».

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Новосибирской области:

а) изучить успешную практику реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области» на территории Новосибирской области;

б) в срок до 1 марта 2024 года обеспечить качественную работу по составлению планов долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий (сельских агломераций).