Новосибирский парикмахер Тимур Газиев, известный тем, что стрижет особенных детей, взял на стажировку в свой салон “Детская пыточная” парня-аутиста Ивана. Молодой человек прошел курсы в местной Академии парикмахерского искусства, но на работу его не брали.
“Никто в меня не верил”
Иван - инвалид детства. Тяжелое бремя воспитания ребенка-аутиста легло на маму и бабушку.
“Я рос своеобразным ребенком, часто размахивал руками. Меня сторонились, а родные думали, что я вырасту психопатом. Но позже я стал контролировать себя и свои действия. Много читаю. Я прочел 40 книг, последняя - “Похождения бравого солдата Швейка” Ярослава Гашека. Люблю изучать новые слова”, - сбивчиво рассказывает Иван.
С учебой у Вани не сложилось - из-за плохого поведения он сменил две школы, где учился в коррекционных классах. Учебу окончил в 2020 году.
“Я переживал о том, кем мне быть после школы? Посоветовались с мамой, решил поступать в колледж парикмахерского искусства. Вступительный экзамен по рисунку я сдал на “тройку” - плохо давил на карандаш. Если честно, там можно и двойку было поставить. В итоге среди 25 поступивших меня не оказалось”, - сетует парень.
Но это не остановило Ивана - он поступил в академию индустрии красоты. И хотя парня сторонились преподаватели и клиенты, он смог еезакончить.
“Сначала учился стричь на манекенах. А 4 февраля я сдал свой первый экзамен - подстригал знакомого мамы. К сожалению, не стал брить его - боялся порезать. Закрасил седину, постриг волосы, чтобы изменить его в лучшую строну”, - похвастался парень.
А вот с работой у Ивана поначалу не сложилось: после учебы он попытался устроиться в один из салонов красоты, но с парнем-аутистом там обошлись плохо. По словам Вани, сотрудники салона назвали его наркоманом, оскорбляли и издевались.
“Просто мама забыла предупредить руководство салона, что я аутист. За мной закрепили мастера, которая отправила ко мне лишь одного клиента - старого дедушку. Я допустил ошибку. И началось... Подумали, что я наркоман, смеялись надо мной и издевались. Не верили в меня. Говорили, что ни один клиент не будет мной доволен”, - вздыхает Иван.
“Главное - не научить стричь, а дать освоиться в обществе”
А потом парень встретил Тимура Газиева - пришел посмотреть, как он стрижет своих малышей-клиентов в “Детской пыточной”. Тимур, недолго думая, предложил Ване стажироваться в его салоне, и тот с радостью согласился.
У парня полноценная пятидневная рабочая неделя, за труд Тимур платит по 500 рублей в день. С момента работы Ваня накопил уже больше шести тысяч рублей. Тимур не дает поблажек своему ученику - дает самые сложные задания. И если что-то совсем не получается - тогда приходит на помощь.
“Для меня главное не научить Ивана стричь. Самое важное - его адаптация в обществе. Ведь клиенты приходят разные, и не все понимают, что он аутист и к нему нужен особый подход. Я намеренно ставлю Ваню в какие-то неловкие положения, чтобы у него выработалась правильная реакция и понимание того, где хорошо, а где плохо. Ведь аутисты на многое реагируют буквально. Приходится работать в этом направлении. Бывает, я пошучу, а он через час обмозгует мою шутку, подойдет и говорит: “А ведь ты пошутил”. У него все прекрасно в голове работает. Но нужно время на осмысление. Если вдруг завтра он пойдет работать еще и попадет в неловкую ситуацию, он сможет на это адекватно отреагировать”, - рассказывает Тимур.
Друзья Тимура недавно подарили Ване айфон и установили там Инстаграм, на парня подписались уже 900 человек. В соцсетях Иван делится своей работой и жизнью, лично отвечает подписчикам.
Кстати, некоторые клиенты, которые ходили стричься к Тимуру, теперь хотят попасть к Ивану. По словам парикмахера, стричь Ваня умеет, но пока ему приходится много подсказывать - не до импровизации. Иногда Тимур специально выходит из салона, чтобы Ваня принимал самостоятельные решения. А иногда приходится и поругать. Через полгода Тимур Газиев хочет пристроить Ивана в какой-нибудь барбершоп к знакомых на полставки.
Сам Иван даже не представляет, как сложилась бы его жизнь дальше, если бы он не встретил такого наставника. Сам Тимур говорит о взаимной выгоде от стажировки Ивана: “Ваня учит меня терпению. Сначала я с собакой учился терпению, когда он хулиганил. Потом дети меня учили своими криками во время стрижки. В эти моменты понимаешь, что надо учиться принимать людей такими, какие они есть. Тут взаимная выгода”.