В рамках форума «Дни ритейла в Сибири» прошел круглый стол, посвященный региональному рынку табачных изделий. Представители федеральных и региональных органов власти, участники рынка и общественных организаций обсудили текущее положение в отрасли и наметили шаги по дальнейшему снижению доли контрафактной продукции.
На круглом столе впервые были озвучены результаты седьмого всероссийского исследования рынка табачной продукции. По данным ННЦК «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции», доля незаконного оборота табачной продукции в РФ в настоящий момент снизилась и составляет 10,8% и 11,4% в пересчете на все население страны. За весь период исследований, проводимых с конца 2021 года, это минимальный уровень незаконного оборота табачной продукции. Однако это все равно многократно выше уровня 2015 года, когда доля нелегального оборота табака составляла около 1%.
Наивысшая доля незаконного оборота зафиксирована в Оренбургской области, Республике Дагестан, Чеченской Республике, Смоленской области, в Республике Адыгея и Калужской области. Наибольшее увеличение доли незаконного оборота до 19,3% зафиксировано на Северном Кавказе. Это максимальное значение среди федеральных округов. Также за весь период исследований, минимальный уровень незаконного оборота, достигнут в Сибирском федеральном округе – 6,4%. Наиболее высокая доля незаконного оборота в сельских населённых пунктах – 13%.
В регионах Сибири минимальные потери от контрафактного табака составили 3 млн 850 рублей. Значительный ущерб бюджету наносит незаконный оборот в Алтайском крае – 922 млн. Потери в Красноярском крае – 254 млн рублей за два квартала. В России в первом полугодии изъято почти 266 миллионов сигарет, это более 13 миллионов пачек. В Новосибирской области замечено двукратное снижение доли незаконного оборота до 4,4%. Это самое значительное снижение среди регионов Сибири. В Алтайском крае также прослеживается положительная динамика.
Наибольший вклад в незаконный оборот вносят сигареты, незаконно ввезенные из стран-членов ЕАЭС. Вес данного сегмента составляет 5,8%.
Менеджер по работе с органами государственной власти «JTI Россия» Роман Трошкин отметил, что эффективная гармонизация ставок акцизов устранит главные экономические предпосылки перетоков табачной продукции между странами ЕАЭС, а для этого необходимо планомерное сокращение диапазонов отклонения фактических ставок, установленных в странах Союза, от индикативной ставки, предусмотренной Соглашением о гармонизации.
«По-прежнему одним из основных каналов распространения нелегальной табачной продукции остаются интернет – ресурсы, которые в нарушение закона дистанционно продают табачную и никотинсодержащую продукцию. На сегодняшний день для их блокировки требуется решение суда, на вынесение которого порой затрачивается до полугода. И здесь важна реализация механизмов внесудебной блокировки, как это установлено для алкоголя. Кроме того, важно, чтобы максимально была активизирована работа контрольно-надзорных и правоохранительных органов в каждом отдельно взятом регионе России. Все это позволит добиться более эффективных результатов в деле борьбы с нелегальным оборотом табачной продукции», – добавил Роман Трошкин.
«Сейчас продолжается разработка технического регламента на никотинсодержащую продукцию в рамках ЕАЭС. Мы ожидаем разработанный проект, который уже согласован в рамках специально созданной межгосударственной рабочей группы. Дополнительно сообщаем, что с 01 января 2025 будут индексированы минимальные цены на табачную никотинсодержащую продукцию. На следующий год Минсельхозом будет установлена единая минимальная цена на табачную продукцию в размере 135 рублей. Повышение составит 4,5% на никотинсодержащую продукцию с нагреваемым табаком на стике до 22 рублей. Также будут проиндексированы цены на жидкости для вейпов на 5%», – заявила заместитель директора Департамента пищевой промышленности Минсельхоза Ирина Федина.
«Табачная продукция является одной из крупнейших категорий товаров массового спроса. Она находится в фокусе внимания Государственной комиссии, на заседании которой регулярно рассматриваются актуальные проблемы и принимаются важные решения по регулированию оборота табачной продукции – отметил заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Андрей Мешков.
Он также сообщил о том, что в настоящее время завершается работа по созданию с Республикой Беларусь международной отраслевой рабочей группы, в рамках которой планируется принимать меры по пресечению негативных тенденций.
Общее мнение о проблеме борьбы с контрафактом отразил в своём выступлении управляющий по корпоративным вопросам региона Восток аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Дмитрий Шарков.
«Ситуация с нелегальным оборотом табачной и никотинсодержащей продукции по-прежнему остается острой: из-за этой проблемы каждый год федеральный бюджет теряет не менее 120 млрд рублей в виде недополученных налогов и акцизов. Борьба с нелегальным оборотом ведется, результаты есть, его доля постепенно снижается, но ослаблять усилия нельзя. Вся необходимая законодательная база для этого уже имеется, однако самое главное сейчас – сделать так, чтобы все эти меры работали на практике», – заявил Дмитрий Шарков.
Для того, чтобы улучшить эффективность борьбы с контрафактом, по его словам, необходимо активнее проверять розничные торговые точки, в то числе с помощью приложения «Честный Знак». При этом желательно избегать чрезмерных административных мер, от которых страдают, в первую очередь, законопослушные предприниматели, работающие «в белую».
«Нужно бороться именно с нарушителями закона, – подчеркнул Дмитрий Шарков. – И, конечно же, нельзя допускать продажи табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним».
«Общее поступление в бюджет РФ по акцизам на табак – около 800 миллиардов рублей. Если ориентироваться на данные статистики – с 12,5% контрафакта мы теряем каждый год 100 миллиардов рублей, – посчитал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. – Это в текущих реалиях недопустимо, тем более сейчас в специальных условиях, когда каждый рубль, каждое финансовое поступление становится источником основного дохода консолидированного бюджета».
Он напомнил, что сейчас, сейчас на парламентской площадке активно обсуждаются инициативы и предложения об усилении административной ответственности и внесении поправок в КоАП РФ об увеличении штрафов в 10-кратном размере за нарушения правил продажи, производства и оборота алкогольной и табачной продукции.
«Все-таки нужно в этой части снять мораторий на проверки и надзорную деятельность с точки зрения административного воздействия на «серых» участников рынка, никакой это не кошмар для бизнеса. Мы, таким образом, наоборот, вернёмся к добросовестной конкуренции», – подытожил Сергей Рябухин.