«Еле выходим в ноль». Что скрывает туалетный бизнес в Новосибирске?

Андрей Степанов / АиФ

Почти с каждым происходила ситуация, когда во время прогулки по городу возникает резкое желание справить нужду. Но возникает проблема: общественных туалетов в округе крайне мало, а если и есть, то цена за посещение, мягко говоря, удивляет. Как формируются тарифы и с какими проблемами сталкивается этот необычный бизнес «АиФ-Новосибирск» рассказал представитель сферы, директор ООО «Зоологика» Владимир Ветров.

   
   

Начали с зоопарка

Компания «Зоологика» занимается установкой и обслуживанием общественных туалетов уже много лет. Она курирует уборные в самых популярных точках Новосибирска. Одно из таких помещений находится в Центральном парке, второе в Первомайском сквере, ещё два - в Берёзовой роще. Также фирма открыла общественные туалеты на Михайловской набережной и в Сквере Славы.

«Общественными туалетами я стал заниматься ещё в 2001 году, когда был помощником депутата Ростислава Шило. Тогда мы открыли туалеты в Новосибирском зоопарке. Их было 5 штук. В 2018 году перед Чемпионатом мира по футболу нам предложили установить туалет на Михайловской набережной и в целом заняться общественными уборными в скверах города», - отмечает директор «Зоологики» Владимир Ветров.

Постепенно компания установила 10 специализированных туалетов. Один из самых известных – красно-белый в Первомайском сквере и коричневый у спуска к Михайловской набережной.

По словам директора фирмы, все туалеты соответствуют нормам, которые устанавливает государство. Сейчас к ним относится наличие блока для инвалидов и комнаты матери и ребёнка.

Цена оправдана?

Цена посещения общественного туалета «Зоологики» - 50 рублей. Горожане зачастую недоумевают, из чего она складывается. Об этом они пишут в соцсетях и не скрывают возмущений. Тариф зависит от нескольких составляющих.

«Сейчас мы занимаемся в основном только обслуживанием установленных туалетов. Оно, несомненно, дорогостоящее. На содержание одного помещения в летний сезон, когда поток посетителей максимально большой, уходит 100 тысяч рублей. Круглогодично работает только туалет в Первомайском сквере. Поэтому, по сути, прибыли в холодное время года особой нет. По окупаемости мы практически выходим в ноль», - отмечает Владимир Ветров.    
   

По его словам, цена складывается из затрат, которые несёт компания. К ним относится оплата труда, налоги, материалы для работы (бумага, мыло, моющие средства), оплата услуг электрика и сантехника, периодическая замена оборудования. Последнее происходит нередко из-за вандализма.

«Некоторые горожане ведут себя некультурно. К примеру, в туалете на Михайловской набережной в мужском отделе мы меняем обшивку два раза в год. Пьяные мужчины бьют по стенам кулаками и портят их. В женских блоках ломаются шпингалеты и крючки, на которые вешают тяжёлые сумки. Какие-то поломки решаем в рабочем порядке. При этом периодически выходят из строя смесители, сливные бачки. Бывает, что горожане умудряются разбить сами унитазы. Из года в год ситуация повторяется. К сожалению, роста культуры пользования общественными туалетами пока не наблюдаем», - отмечает Владимир Ветров.

Есть ли конкуренция?

Общественные туалеты – бизнес не самый прибыльный, поэтому эта ниша относительно не занята. Конкуренции как таковой в ней нет, утверждает Владимир Ветров.

«Я не ощущаю конкуренцию. Единственное, что можно выделить, это ситуация в Центральном парке. Сейчас там три общественных туалета. Проходил конкурс на обслуживание одного из них со стороны улицы Фрунзе. Его выиграли ребята, которые с этим бизнесом не связаны. Более яркий пример - аукцион на установку и обслуживание туалета в Сквере Славы. Кроме нас никто не изъявил желания принять в нём участие», - рассказывает предприниматель.

Речь идёт о старом туалете, который снесли в мае этого года из-за невозможности эксплуатации. Построенная ещё в 50-е годы прошлого века уборная уже не отвечала современным нормам и не могла быть переоборудована под них. В туалете прогнили коммуникации, стены и перекрытия пришли в полную негодность. Также в нём не было возможности организовать комнату матери и ребёнка и отделение для инвалидов.

«В начале мая в Сквере Славы установили новый современный туалет. Он пока бесплатный. За обслуживание нам платят городские власти, но этих средств не хватает, поэтому можно уйти в минус. Сейчас мы ведём переговоры, чтобы выделяемую на обслуживание сумму повысили», - отмечает представитель бизнеса.

Владимир Ветров добавляет, что он, как и любой горожанин, хотел бы, чтобы в городе были бесплатные общественные туалеты. И фирма бы с удовольствием этому поспособствовала. Но тут встаёт денежный вопрос. Работа уборщиков, налоги, замена поломок — затраты, которые нужно покрывать. Если бы город готов был выделить для этого соответствующее финансирование, то компания «Зоологика» убрала бы ценник с уборных.

Какие планы?

Владимир Ветров поделился с «АиФ-Новосибирск» планами насчёт дальнейшего развития компании. Их фирма пытается добиться разрешения на установку трёх туалетов в крупных транспортных узлах: на площадях Карла Маркса, Гагарина-Михайловского и Калинина. Бизнесмен отмечает, что в этих местах критично не хватает уборных.

«Сейчас у нас особой прибыли от общественных туалетов нет. Если бы мы вышли на эти площади, то ситуация в компании бы улучшилась. Здесь большая проходимость, много остановок и магазинов. Появится возможность сходить в оборудованный туалет, если понадобится. Из-за большого числа посетителей цена на услугу будет ниже, чем в парках. За счёт проходимости мы бы смогли потянуть эту программу. К сожалению, мы уже на протяжении 5 лет пытаемся получить разрешение от мэрии для установки уборных. Пока безуспешно», - поделился Владимир Ветров.

По его словам, направленные заявки в мэрию не удовлетворяют. При этом фирма уже разработала эскизные проекты и согласовала их с архитектором города. Кроме туалетов на главных площадях, компания собирается установить туалет за Оперным театром, где находится памятник трамваю №13.

«Туда уже подвели все коммуникации: водоснабжение и водоотведение. Как только мэрия согласует нам установку туалетов на площадях Калинина, Гагарина-Михайловского и площади Карла Маркса, то поставим и за театром. К слову, пилотный проект по туалету за НОВАТом и внешний вид строения нам уже согласовал департамент культуры. У нас есть большое желание, чтобы в городе появилось больше общественных уборных. Мы руководствуемся этой целью больше, чем заработком», - заключил директор компании.

СПРАВКА

Согласно сервису «Контур.Фокус», в 2021 году компания ООО «Зоологика» выручила 2,9 млн рублей, а чистая прибыль составила 1,4 млн.