В начале октября в России отметили День учителя — один из любимейших народных праздников в нашей стране. В связи с этим праздничным днём принято говорить об изменениях в сфере образования. В начале учебного года руководитель департамента образования мэрии Новосибирска Рамиль Ахметгареев обозначил главные проблемы и задачи отрасли.
Увеличение количества учебных мест
По словам Рамиля Ахметгареева, сейчас система образования в Новосибирске состоит из почти 300 тысяч обучающихся и более 36 тысяч работников. Бюджет отрасли в 2025 году с учётом расходов на строительство и реконструкцию составил почти 51 миллиард рублей, из этой суммы 15 миллиардов — средства городского бюджета. Победы муниципальных образовательных учреждений в конкурсах по выделению грантов дополнительно привлекли в отрасль более 28 миллионов рублей.
«Консолидация усилий правительства Новосибирской области и мэрии Новосибирска обеспечивает ежегодное увеличение количества мест в учреждениях образования. В прошлом году 240 дополнительных мест в дошкольных учреждениях созданы за счёт передачи зданий детского сада по улице Островского от застройщика на безвозмездной основе, а также строительства за счёт привлеченных средств дополнительного корпуса детского сада № 117 на улице Крылова», — сказал Ахметгареев.
Большинство дошкольных учреждений принимают детей с полутора лет. В четырнадцати — с одного года, а в трёх детсадах созданы группы для шестимесячных детей (в режиме кратковременного пребывания).
В 14 дошкольных учреждениях продолжают функционировать 19 групп круглосуточного пребывания детей, в том числе и для воспитанников, чьи родители работают на оборонных заводах. Всего дошкольные образовательные учреждения посещает 79 тысяч детей.
В основной период комплектования садов выдано более 16 тысяч путёвок, из них только чуть больше 5 тысяч — детям от 3 до 7 лет.
«На сегодняшний день остаётся необходимость ввода мест для детей дошкольного возраста в отдельных микрорайонах с интенсивной застройкой. В городе сохраняются темпы строительства и обновления школ. В прошедшем учебном году открыты лицей № 185 и школа № 57. 1 сентября приняла учеников новая школа № 222 в микрорайоне Стрижи. Ведётся реконструкция экономического лицея, строительство дополнительного корпуса лицея № 113, здание школы-сада по улице Ясный Берег и школы по улице Большевистская. Завершено проектирование корпуса для школы № 189 и школы по улице Лебедевского. Проектная документация прошла государственную экспертизу. Осуществляется проектирование ещё 12 школ общей вместимостью 9 000 мест», — перечислил Ахметгареев.
Руководитель департамента напомнил, что в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» было более 10 тысяч мест в системе дополнительного образования. Также для расширения возможностей дополнительного образования в городе функционируют две точки кипения. Созданы три центра политехнического учения и три центра цифрового образования детей «IT-куб».
Заботы родителей
Рассказал Рамиль Ахметгареев и о том, с какими изменениями учителя и их воспитанники вошли в новый учебный год.
«Бояться изменений не нужно: все они направлены на благо родителей, учеников и на достижение задач, которые сегодня стоят перед нашей страной. Уже много лет родителей школьников беспокоит перегруженность учеников домашними заданиями. Несмотря на то что все дети разные, теперь чётко определён регламент: до часу — для учеников первого класса, не более 1,5 часов — для вторых и третьих, для девятых и одиннадцатых классов — до 3,5 часов, — уточнил руководитель департамента образования мэрии Новосибирска. — Педагогические коллективы и администрации школы, учреждения будут определять норму занятий и норму домашнего задания по тем или иным предметам. Это важное направление образовательные организации должны будут реализовать».
Также Рамиль Ахметгареев рассказал ещё об одном важном нововведении — это приказ № 704, по которому учебная программа станет единообразной из-за использования идентичных учебников. Этот приказ стал основой для коррекции работы образовательных организаций.
«Одним из ключевых направлений нашей работы является решение проблемы переполненных школ. Мы ставим перед образовательными учреждениями задачи по открытию групп продлённого дня. Я думаю, что в этом заинтересовано большинство родителей. Но, к сожалению, у нас есть школы, которые работают в две смены. Но мы ищем варианты, планируем использовать ресурс освобождающихся детских садов, — признаёт Ахметгареев. — Не могу не сказать о важности тех направлений, которые сегодня обозначены правительством Российской Федерации, правительством Новосибирской области, мэрией города Новосибирска. Мы возвращаемся к усилению тех предметов, которые должны способствовать техническому и экономическому прорыву всей страны. Это математика, физика, информатика, хим-бионаправления».
Руководитель департамента образования также рассказал о дополнительном образовании. Он отметил, что три центра профориентации за последние три года открылись в городе Новосибирске на базе школ № 80, 175 и лицея № 12.
«У ребятишек старших классов есть возможность вместе с получением аттестата получить и дополнительную специальность, по которой выпускник уже может работать», — заключил Ахметгареев.
Справка. 5 октября в России отметили День учителя. В СССР этот праздник официально появился в 1965 году. Тогда Указ Президиума Верховного Совета постановил отмечать праздник в первое воскресенье октября. В 1980 году дату подтвердил указ «О праздничных и памятных датах».