В этом году у 80 вузов в СФО заканчивается аккредитация и им предстоит вновь пройти эту процедуру. За последние три года 27 высших учебных заведений не смогли вновь аккредитоваться. В результате студенты и преподаватели оказались в «подвешенном состоянии».
Нет доступа?
«Требования к качеству образования очень высокие, так как уровень подготовки специалистов должен соответствовать вызовам времени. Система образования готовит будущее страны», – представитель президента в СФО Сергей Меняйло объяснил, почему пригласил в Новосибирск экспертов Федеральной службы по надзору в сфере образования и ректоров сибирских вузов. Специалисты обсудили проблемы аккредитации и контроля качества образования.
Как рассказала заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Наталия Наумова, самые распространённые нарушения, допускаемые в системе высшего образования: вузы небрежно ведут свои сайты, из-за чего абитуриенты не могут получить нужную информацию. Преподавателей не хватает, их квалификация не соответствует требованиям. В вузовском штате нет специалистов из реального сектора экономики, а у студентов нет практики.
Наталия Наумова отдельно остановилась на теме доступности высшего образования для инвалидов. Всё больше молодых людей с инвалидностью наравне со здоровыми сдают ЕГЭ и идут поступать в вузы. Но, когда абитуриент не находит нужной информации об университете в Интернете, а приезжая в приёмную комиссию, не может попасть в здание, так как нет пандусов и лифтов, вуз теряет потенциального студента, а экономика – потенциального хорошего специалиста». Всего 50% высших учебных заведений на 100% оборудованы под нужды людей с ограниченными возможностями.
Очень большие отчёты
К сожалению, реалии таковы, что качественными учебными местами сложно обеспечить даже обычных абитуриентов. Ректор Алтайского государственного университета Сергей Землюков поделился наболевшим: «При открытии филиалов образовательный стандарт подразумевает наличие стадиона. В маленьких городах стадионов нет, и их наличие – не компетенция вуза, а компетенция местной власти. Как результат – из-за этих ограничений мы не можем обеспечить рынок образовательных услуг нужными для экономики региона специальностями».
Ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев поднял проблемы, связанные с госаккредитацией вузов. Он уверен, что нужно снижать бюрократическую нагрузку: «Отчёт нашего вуза для аккредитационной комиссии составил 40 тыс. страниц. Над ним работали 400 человек. В некоторых вузах отчёты доходят до 200 тыс. страниц. При таком подходе неизбежно возникают сложности с организацией учебного процесса».
Ректоры считают необходимым упорядочить порядок аккредитации. Сейчас аттестационные требования меняются 2–3 раза в год, из-за чего одни и те же отчёты приходится переделывать несколько раз. К тому же постоянные изменения держат всех в напряжении.
В 90-е годы прошлого века, когда любой желающий мог открыть частный вуз, количество институтов резко увеличилось, а качество образования, наоборот, резко упало. «По личному опыту могу сказать, что к выпускникам некоторых вузов отношение у работодателей было откровенно скептическое», – резюмировал Сергей Меняйло. Он согласился с тем, что аккредитация предусматривает слишком много бюрократической работы, которую лучше минимизировать, но предостерёг ректоров от позиции «мы хотим, чтобы обрнадзор понял и простил».
По мнению Сергея Меняйло и Наталии Наумовой, сейчас нельзя размывать рынок, выпуская специалистов по ненужным профессиям и при этом создавая дефицит кадров в стратегически важных отраслях. Для Сибири это – информационные технологии, промышленность, строительство. На подготовку специалистов в этих сегментах экономики и будут «заточены» местные вузы в ближайшее время.
Смотрите также:
- Программистов не хватает. Почему IT-специалисты не устраивают работодателей →
- В Новосибирске составлен рейтинг самых востребованных выпускников вузов →
- ... Почему сокращают число бюджетных мест в вузах? →