«Соцсети делают возможным общение между читателем и писателем, чего раньше не было. Любой автор может увидеть отклик, пускай даже на короткое эссе, и понять, «зашёл» текст или нет…», – считает Александр Бессонов, писатель из Новосибирска.
Правило утренней страницы
– Для автора из далёкой Сибири наверняка приятно, что его заметило крупное издательство. Как про вас узнали?
– Да, конечно, это важно. Пару лет назад я прочёл книгу «Путь художника» Джулии Кэмерон и решил попробовать писать рассказы. Сначала делал это «в стол». Однажды утром дети заглянули ко мне в комнату – а я смеюсь над своим же текстом! Они заинтересовались, что такого я написал. Тогда было решено: пора что-то выложить в социальные сети. После нескольких публикаций Татьяна Лазарева сделала репост с рекомендацией. А у неё 200 000 подписчиков. Представляете, как увеличилось количество моих читателей? И вскоре ко мне обратились из крупного московского издательства с просьбой прислать подборку рассказов. Я ответил: «У меня есть три классных текста! Дадите время – напишу больше». Начал работать строго каждое утро. Писатель Александр Цыпкин говорит, что у меня сумасшедший темп – но я уже привык. Через три месяца выслал рассказы в издательство, а мне в ответ – авторский договор.
– В предыдущих интервью вы признались, что на создание одного рассказа на страничку у вас уходит около часа. А чем занимаетесь весь день?
– Я окончил мехмат НГУ. Сейчас – заместитель гендиректора крупной компании. Весь день в делах. А утренние страницы – очень эффективное средство для настройки деловой активности.
Конечно же, часа на рассказ не хватает. Если тему зацепил, продолжаешь писать следующим утром. Бывает, так увлечёшься, что пишешь продолжение рассказа в обеденный перерыв. Или, когда текст уже просится на бумагу, останавливаешь машину и начинаешь записывать в телефоне. Прямо черновик рассказа, потому что если зафиксировал тезисно, потом сложно разобраться.
– Как отнеслись к вашему увлечению родные и близкие, ведь многие наверняка не знали о нём?
– Честно скажу, относятся к увлечению с иронией – мужику скоро сорок, а он начал рассказики для женщин писать! Мама после выхода первой книжки спросила: «Что, времени свободного много? Работай побольше!» А недавно порадовала – прочитав мою вторую книгу, сказала: «Может, тебе поучиться пойти? Сейчас много где учат писать!»
Ни на кого не обижаюсь. Я стараюсь быть самоироничным и приветствую самоиронию в людях. Мои тексты – это, по сути, дневники человека, живущего в начале двадцать первого века…
– Сколько в ваших текстах правды и сколько вымысла?
– Процентов на 85 у меня – правда жизни! С читателем нужно быть честным. Чем честнее рассказана история, тем больше будет откликов на неё. Полностью выдуманные, «космические» истории я тоже пишу – но очень редко. Реакция на них гораздо хуже.
Люблю неравнодушных
– Какую роль играют соцсети для современных авторов и нужно ли им обязательно публиковаться в бумажном варианте?
– Всё-таки мы пока ещё читающая страна, люди любят книги. Да и, кроме того, любому автору приятно подержать свою книгу в руках и увидеть её печатный вариант. Но и соцсети важны, сейчас они проникли во все сферы жизни. Недавно под рассказом в комментариях читатель оставил мне хороший отзыв, я поблагодарил его. Он уточнил, где можно познакомиться с моим творчеством, и я выслал ему ссылку на книжный интернет-магазин. На что получил ответ, что за такие деньги он почитает мировых классиков. Мне не обидно, но я спросил, какая цена должна быть, он меня заблокировал. И я задался вопросом, сколько должна стоить книга в современном мире. Задал его в социальной сети сразу нескольким известным российским современным авторам: Александру Цыпкину, Георгию Зотову, Галине Вдовиченко, Борису Акунину и Наринэ Абгарян. Все мне ответили, кроме Акунина. Получается, что сейчас можно задать вопрос любому автору. Соцсети делают возможным общение между читателем и писателем, чего раньше не было. Это здорово! Любой автор видит отклик, пускай даже на короткое эссе, и понимает, «зашёл» текст или нет.
Недавно читал Толстого «Война и мир», устал перечитывать сноски с французского. Живи Лев Толстой сейчас, я бы ему в комменте написал: «Лев Николаевич, читать тяжело, можно сразу переводить». Возможно, он бы меня заблокировал, но тем не менее мнение моё услышал бы.
– А вы на все комментарии в соцсетях отвечаете, ведь наверняка большая доля критики идёт оттуда?
– Конечно, стараюсь отвечать! Я люблю общаться с неравнодушными. Просто прекрасные комментарии – на порталах «Пикабу» и «Яндекс. Дзен». Недавно спорили с читателем под ником «Владимир Путин».
Запомнилась моя первая творческая встреча в литературном магазине – после выхода книжки. Брал с
собой актёра театра «Глобус» Владимира Дербенцева, он читал рассказы из неё. Было очень душевно, после встречи люди подходили и делились впечатлениями. Такие «живые» встречи важны и для писателя, и для читателей. Хочется, чтобы встречи в таком формате – «автор и читатели» – проходили чаще, может быть, тогда интерес к литературе будет постепенно возвращаться. Ведь люди смогут познакомиться с писателем, задать вопросы и получить важные для себя ответы.
– Как думаете, в каком состоянии находится отечественная литература? Есть ли у нас авторы, произведения которых останутся актуальными и через века?
– В классном состоянии сейчас литература, я так считаю. Например, есть такие талантливые молодые ребята, которые могут на 2000 знаков написать интересный рассказ и эмоционально зацепить читателя. А этот объём – обычная длина поста в Инстаграме. Почему сейчас расцвет короткой прозы? Конечно, благодаря писателю Александру Цыпкину, но ещё и потому, что в век социальных сетей нужно уметь писать коротко, ёмко и уложиться в пост. Для того чтобы люди прочитали, улыбнулись и пошли дальше. Всё меняется, сейчас больше смотрят «Ютьюб», а не ТВ. Многие уже не хотят даже читать посты в социальных сетях, им интересен видеоряд. Мы повлиять на это не можем, хочешь – подстраивайся, не хочешь – нет.
Крутые авторы, которых будет читать не одно поколение, на мой взгляд, – это Евгений Водолазкин, Гузель Яхина, Борис Акунин.
– Вопрос, который волнует многих: современная молодёжь читает классиков? И так ли это важно и необходимо?
– Сложный вопрос. У меня двое детей – 11 и 14 лет. И они не читают. Как их к этому привлечь? Есть два варианта. Первый – заставлять. И это может привести вообще к отвращению, останется отпечаток и не захочется брать книгу в руки. Второй вариант: наблюдать и подбирать удобный момент. Но уже сейчас я вижу, как старшая смотрит любимых блогеров, слышит у них цитаты, отсылки к книгам и идёт их читать, заглядывает, интересуется. Любовь к чтению должна прийти. Даже прочитав пост в Инстаграме, они могут заинтересоваться современным автором. Я и сам не читал до 11 класса, начал это делать, когда посмотрел фильм, меня заинтересовал персонаж, и я нашёл книгу Дюма «Граф Монте-Кристо». Это плохо, что я поздно узнал, как интересны книги, но и насильно мил не будешь. Зато современные подростки круто разбираются в соцсетях, в обработках фото и видео, мне до их уровня не дотянуться!