Как в Голливуде. Новосибирские скульпторы создают пришельцев из силикона

Андрей Шкурко / "АиФ-Новосибирск"

Просторное помещение в центре Новосибирска похоже на бутафорский цех в Голливуде: бюсты известных личностей, пришельцы из силикона и пластилина занимают практически всё свободное место. Сколько времени уходит у мастеров на создание фигур знаменистостей и как сделать их максимально похожими на живых людей — в материале nsk.aif.ru.

   
   

Шварценеггер, Высоцкий и пришельцы

На стеллажах хранятся анатомические модели, коробки с головами, глазами и другими компонентами, инструментами, формами и расходными материалами. Работают 3D-принтеры. Скульптор резцом доводит до совершенства рельеф мускулатуры на огромной фигуре Арнольда Шварценеггера. В соседнем отделе готовят к заливке бюст Владимира Высоцкого.

Елена Валяева и Иван Плотников делают модель Шварценеггера. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

Новосибирец Иван Плотников открыл мастерскую в 2016 году. На тот момент 24-летний парень с дипломом учителя изобразительных искусств работал на двух работах: в Музее мировой погребальной культуры руководителем реставрационного отдела и скульптором. Помимо этого, художник начал брать частные заказы на создание реквизита и фигур.

«Первым заказом стала «синяя валторна» — копия музыкального инструмента для мюзикла. Изготовил я её из стеклопластика, алюминия и автомобильной шпатлёвки — материалы, которые в тот момент оказались у меня дома. После этого пошли заказы для квестов и музеев. Мастерскую открыл, когда стало не хватать места для хранения заказов. Когда делали большую змею Нагайну из Гарри Поттера, тогда поняли — пора расширяться: арендовали помещение и наняли сотрудников, потому что сам я уже не успевал делать все заказы», — рассказал основатель мастерской уникальных экспонатов Freeart Иван Плотников.

Вредные клиенты — хорошие клиенты

Самые трудоёмкие заказы — статичные фигуры и аниматроника (фигуры, которые могут двигаться). Статичный экспонат стоит около 250 тысяч рублей, гораздо дороже — подвижные экземпляры. Работают скульпторы в жанре гиперреализма: создают портретные реалистичные объекты из силикона, анатомические модели, муляжи органов и частей тел.

Анатомические модели. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

Сперва фигуру воссоздают из пластилина, затем под неё готовят форму, в которой уже отливают экспонат из силикона на каркасе. После этого заготовку зачищают, раскрашивают, прикрепляют волосы и дорабатывают остальные детали.

Фигуры в разработке. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

На сроки изготовления фигуры влияют размеры, сложность деталей и назначение. Статичную работу можно сделать за полтора месяца. А вот разработка персонажа с двигательными функциями займёт около года. При этом некоторые фигуры могут даже двигаться и дышать.

   
   
Вадим Цветков готовит пришельца к заливке. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

«Аниматронику берут обычно для квестов, они заменяют живых людей — аниматоров. Например, открываешь дверь — а оттуда вываливается страшная кукла. Или зомби падает с потолка. В музеях и медицинских заведениях тоже заинтересованы в подвижных экспонатах — показать работу грудной клетки или сердца, которое начинает биться при нажатии на кнопку пульта управления», — отметил Иван.

Настольная диорама "Поморы ловят рыбу". Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

Сотрудничают мастера с выставками современного искусства, музеями, барами, медицинскими учреждениями, косметологами и тату-салонами по всей России. Принципиально художники не работают с магазинами для взрослых.

По словам Ивана, сложнее всего — когда клиент сам не знает, чего хочет, когда меняет техническое задание на середине работы или вообще отказывается.

3D-принтеры. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

«Бывает, что не договаривают все детали использования. Например, заказывают у нас маску — говорят, что её один аниматор будет носить 15 минут. Затем оказывается, что её один аниматор носит 15 минут, но в смене несколько сотрудников и носят её на протяжении суток. В итоге маска быстро приходит в негодность», — вспоминает Иван.

При этом основатель мастерской считает, что самые привередливые заказчики — самые хорошие. Они обращают внимание на каждую мелочь.

Аллея знаменитостей

Играет музыка, кипит работа. Около двух десятков сотрудников занимаются своими задачами по проектам.

Екатерина Чевжик создаёт детёныша ксеноморфа. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

«Пятеро работают в отделе пиара, в мастерской работают несколько отделов: отдел инженерии (3D-моделирование), отдел формовки, где трудятся скульпторы и декораторы — команда собиралась в течение семи лет. Кто-то следил за работой в соцсетях, кто-то пришёл по объявлению, кто-то лично знаком со мной», — отметил Иван.

А вот детёныш хищника. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

За семь лет мастерская стала работать более системно, снизилось количество заказов от организаторов квестов.

«После пандемии квесты перешли на другой уровень — все поняли, что необходимо больше вкладывать денег, усилить контроль качества и безопасности, чтобы сохранить «вау-эффект» и чтобы при этом в участников ничего не вонзилось во время игры. Поэтому проектов в этой сфере стало меньше», — объяснил руководитель.

Виталий Николаев работает над экспонатом для музея Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

За время работы мастерской в список заказов попадали Иосиф Сталин, Владимир Ленин, Андриано Челентано, Владимир Высоцкий, Арнольд Шварценеггер и даже основатель Новосибирского крематория Сергей Якушин. Для сцены «Заседание суда над Паулюсом» музей в Подмосковье заказывал фигуру германского военачальника Фридриха Паулюса.

Тору ещё предстоит коррекция бороды. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

Из персонажей кино и мультфильмов команда создавала фигуры Халка, Тора, Мауи и Моаны, миньонов и Грю, Майка Вазовского и Джеймса Салливана.

Рисуем настоящий глаз

Ксения Василенко раскрашивает глаз. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

Вместе с сотрудницей мастерской Ксенией корреспондент «АиФ-Новосибирск» раскрасил один глаз для фигуры. Сперва на 3D-принтере делается глаз, затем протирается этиловым спиртом. Потом краской для аэрографии на ногтях с помощью тончайших кистей в несколько этапов наносится радужка, затем зрачок. После этого с помощью линзы и лака создаётся эффект внутриглазной жидкости, а волокнами красной шерсти делают капилляры.

Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

«Работа очень интересная и постоянно разная — недавно работали над элементами настольной игры «Джуманджи» из одноимённого фильма, затем я прикрепляла волосы к заказам, после этого раскрашивала раны на медицинских моделях, сейчас глазами для фигур занимаюсь — всегда что-то новое и необычное», — поделилась Ксения.

Выходные у сотрудников бывают, а вот сам Иван мастерскую посещает каждый день. Отец Ивана — художник, поэтому талант и умелые руки у него — наследственное. Своё дело он любит и проводит с проектами много времени.

Свежий инопланетянин прямиком из формы. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

«Идея мастерской созрела за год до открытия. До этого момента я уже задумывался, что когда-нибудь открою свой художественный цех — иногда оказывается, что «когда-нибудь» гораздо ближе, чем ты думаешь», — поделился Иван.

Пришельцев множество - будто на Межгаллактическую конференцию собрались. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Андрей Шкурко

Сейчас художники занимаются наполнением частного музея, посвящённого космосу и инопланетянам, поэтому цех захватили спящие в анабиозе астронавты, детёныши чужих, хищников и другие пришельцы.